Голда Виноградская: «Я скорее одену беженцев из разных районов нашей страны, чем наших политиков»

На модерации Отложенный

Голда Виноградская, дизайнер, вице-президент конфедерации дизайнеров-стилистов Украины, организатор национального проекта (Fashion Globus Ukraine) в Украине. Редкий случай, когда в женщине сочетаются мудрость и красота, наша собеседница с легкостью и виртуозно объясняет не сведущему человеку в хитросплетениях моды и fashion-индустрии азы этой сложной школы, что говорит о ее таланте, не только как дизайнера, но и педагога.
Поистине Украина не нуждается в бесконечных финансовых вливаниях, а в талантах и реформаторах , которые дальновидно выстраивают отношения с внешним миром в контексте укрепления суверенитета страны.
Рота таких женщин, как Голда, намного эффективнее и важнее для Украины, чем все дивизии национальной гвардии. Читатель убедится в нашей правоте, прочитав первые строки нашего интервью с этим прекрасным человеком:

Я видел ваш магазин и там представлена вся Украина. У вас висит географическая карта Украины с разными региональными орнаментами. Означает ли это, что вы выискиваете национальные идеи через свою деятельность?

Очень важной и нужной сейчас для Украины является тема национальной идеи, объединения страны. Это тема стержня, который бы объединял людей, который бы сплачивал вокруг какой-то идеи, показывал бы, что не все плохо и можно куда-то двигаться. Нельзя опускать руки, чтобы не происходило и не ждать ни от кого манны небесной. Если что-то не нравиться – сделай сам.

В вашей галерее представлены работы разных дизайнеров. Как они попадают к вам?

Идет опрос профессиональных блогеров, редакторов журналов мод, специалистов во всех регионах Украины, организаторов региональных показов мод. Это люди, которые прекрасно знают, кто в их отрасли, во-первых, является самым ярким представителем того или иного региона, а во-вторых, кто маркетингово успешен, чьи работы любят люди.

Ваши консультанты – это редакторы каких-то журналов?

Да, это редакторы журналов, например, журнала “Ателье”, а это профессиональный журнал о моде, редактор которого Наталья Лукьянец. Профессиональный блогер Мирослав Мельник, кандидат наук и историк моды. Это президент конфедерации дизайнеров и ректор института технологии им. Сальвадора Дали Оксана Куртак, историк моды – Оксана Косьмина.
Благодаря этому проекту мне удалось не просто встретить большое количество не просто талантливых людей, а очень известных и ярких. У нас общие цели – принести благо нашей стране.

Есть ли какой-то политический подтекст в вашей деятельности?

Есть национальный и патриотический подтекст, политического нет. Кроме того, этот проект волонтерский и 20% от каждой проданной вещи идет в поддержку украинской армии. На наши деньги не покупается оружие, мы дизайнеры собираем деньги на одежду, обмундирование – это наше профессиональное направление. Мы гордимся, что за первые три недели работы магазина была куплена партия итальянских вещей для наших военных. К сожалению, происходит так, что сама организация в обществе такова, что ты не можешь ни на кого надеяться потому, что государственная машина не может и не хочет решать какие-то вопросы. И вот я дизайнер, но я объединила других дизайнеров для какой-то цели. Кто-то еще сам организует волонтерскую деятельность. Я верю, что таким путем Украина выберется даже быстрее, чем полагаясь на наших политиков.

Вернемся к творчеству. Исходя из художественного орнамента на изделиях, из их стиля, можно ли различить, в каком регионе Украины произведено это изделие?

Конечно можно. Женщины все разные, с разными вкусами, телосложением, разным бюджетом, в конце концов. Исходя из этого, подбирается платье от одного дизайнера, пальто от другого, украшение от третьего, сумка от четвертого. Это сочетание разного, но при этом единого гармоничного образа дает очень хороший результат и олицетворяет наш продукт.

Это начало творческое, интересное, а есть ли какая-то перспектива промышленного проекта?

Я как дизайнер, который производит одежду прет-а-порте, носибельную и производящуюся пусть не огромными партиями, но больше, чем единичными, всегда искренне верила в то, что если ты делаешь разработку удачного изделия и делаешь его больше, то затратная часть становится меньше и больше людей себе могут ее позволить. Не все дизайнеры в состоянии мыслить промышленными мерками и это правда. Но есть очень удачные идеи, когда люди говорят: «Послушай, тебе удастся продать эти вещи. Делай, я тебе передаю права». В связи с этим, объединив это в единый маркетинговый проект, я ставлю перед собой личную задачу в продвижении платформы дизайнеров Украины в других странах. Начинать мы собираемся, безусловно, с Украины, с диаспоры в Америке, Бразилии и т.д. для того, чтобы начать получать заказы, которые можно будет размещать в производство. Таким образом, больше начнут работать фабрики, и начнется поднятие отрасли.
Другое дело, что мы не собираемся быть только тихими креативными людьми, а собираемся инициировать какие-то законопроекты, если будем видеть, что развитие тех или иных процессов где-то мешает нашей направленности.
Этот проект, возможно впервые, объединил людей под конкретную цель. Это не просто неделя моды, где кто-то походил, посмотрел. Это конкретный план показать Украину в других странах, показать ее уровень не только культурный, но и промышленный, достичь каких-то результатов и благодаря этому развить сегменты товарного рынка, в том числе и мирового рынка.

Мы видим, что среди мировых модных брендов в основном бренды из Италии, Франции, Великобритании. С чем связанно, что украинские бренды отстают? Это связанно с тем, что Украина была частью советской страны, и творчество было подавлено государственной машиной? Или может мир не смог разглядеть украинские таланты, чтобы возвести их в ранг мирового бренда?

Могу сказать в качестве маленькой ремарки, что во времена Советского Союза очень много талантливых дизайнеров со всех республик работали в основном на Москву и все знали результаты Москвы, но не каждой республики или города.
Я сейчас занимаюсь проектом истории моды Украины, где мы собираемся воссоздать на выставке период от 40-х до 80-х годов Украины. Было большое количество талантливых людей, которых искусственно никто нигде не приподнимал, их достижения приписывались исключительно москвичам, но я видела фильмы о показах в Париже, Монреале, Праге и других городах, я читала книги отзывов и встречалась с этими людьми. Это Михаил Воронин, Владимир Несмеян, Лиина Уваркина – это люди, которым сейчас более 70 лет, но они помнят славу и величие того времени. В то время мы много чего могли, но политически это придавливалось.
Что я могу сказать о нынешнем времени. Любой вид промышленности развивается, если есть грамотное руководство страны. У нас всегда считалось, что важнее металлургия, сельское хозяйство и законы всегда лоббировались и продвигались не в пользу страны, а в пользу конкретных личностей, олигархов. Что касается легкой промышленности, я много езжу по миру и смотрю по сторонам. За счет чего поднялись во Франции? За счет создания синдикатов моды, за счет лоббирования интересов производителей Франции, за счет того, что страна дает им сумасшедшие льготы и дотации на выставки в мире. Вы знаете, что если французский производитель участвует в выставке в любой другой стране в мире, ему государство оплачивает 60% затрат. То же самое Италия, Германия – люди инвестируют в отрасль. Этого нет в Украине.
Чего я хочу добиться? Я хочу попытаться сделать некий проект сообща, чтобы люди видели, что это не один дизайнер Гольда Виноградская поехала. Я уже ездила пять лет и во многих странах мира продаю свои коллекции, в том числе и на Востоке. Я радуюсь другому: год назад мне удалось вывезти в Прибалтику на выставку шесть украинских производителей. У нас был стенд, который назывался Украина, у нас были переговоры с премьер-министром Литвы, у нас была встреча со всей прессой Прибалтики – Литвы, Латвии и Эстонии, где я изложила четкий план развития наших дизайнеров в Европе. Знаете, что меня потрясло? Премьер-министр Литвы сказала: «Голда, мы готовы оказать вам любое содействие и любую лояльность в нашей стране. У меня к вам просьба, когда у вас все получится, возьмите наших к себе». Потому что многие страны не знают, как надо двигаться. А ведь надо уметь видеть какую-то совершенно креативную возможность. Я, например, понимаю, что когда ты везешь больше дизайнеров, то можешь получить лучшие условия для выставки. Я собираюсь находить национальных спонсоров из больших компаний, которые могли бы помочь с билетами, для которых это смешные деньги, но благодаря им группа украинских дизайнеров выйдет на какую-то выставку, сможет где-то прорваться и что-то может произойти. Мне интересно, как организатору, я верю, что что-то получится. Если ты стучишь в двери, они когда-нибудь откроются. Люди должны сами поверить, что это работает. Я здесь собрала 38 дизайнеров и сказала им, что они должны решить нравится им или нет, ведь мы должны двигаться вместе и я как их мама сейчас. Если вы друг друга поддерживаете, то мы обязательно пробьемся, мы одна семья. Если же кто-то из вас считает себя гением, то уходите – здесь все гении.

Как и Украина, мы победим только, если будем держаться друг за друга, а других вариантов нет.

Вернемся к плоскости академического подхода к образованию будущих талантов, будущих стилистов и дизайнеров. Как обстоит дело с формированием специалистов в ВУЗах Украины?

Практически в каждом городе есть ВУЗы, которые готовят дизайнеров и стилистов. Только в одном Киеве их три. Задача заключается в том, чтобы не научить дизайнера только рисовать, шить, придумывать коллекции. Я, как человек, который получил четвертое высшее образование, как дизайнер, увидела самую главную проблему в том, что практически никто не учит фешн-бизнесу, никто не учит, куда ты должен стремиться, для чего ты это шьешь, кому ты это продаешь, кто твоя целевая аудитория. Это задача, которую я сама вызвалась решать, я читала курс фешн-бизнеса для украинских студентов. Я в свое время прослушала его в Лондоне. Прослушав этот курс, я подошла к лектору и сказала, что мне очень интересно, но я не услышала ничего нового. На это он ответил: «Голда, а вам не приходит в голову, что вы очень многое уже знаете? Вы объездили много стран, вы были на всех выставках, знаете, что и как делать. Вы можете вместо меня прочитать эту лекцию». Так вот одним из направлений нашего проекта будет создание общественной организации, которая будет объединять дизайнеров, легковиков и ВУЗы, которые готовят этих студентов. Это впервые в Украине кто-то подходит целостно к целому сегменту. Выпускается большое количество специалистов, а они сидят без работы, фабрики шьют черт знает что, дизайнеры разрабатывают коллекции, которые ложатся на полках. Это глупо, я хочу завязать это и думаю, это может получиться.

С каким-то министерством вы уже договаривались?

Дело не в министерстве. Сейчас я получила официальную поддержку министерства культуры Украины, но глупо ждать что-то от министерств. Ты приди и сделай проект, который работает без их помощи, и я хочу это сделать. Да, мне предложили должность в министерстве экономики, ну и что? Я смогу сделать больше сейчас в этом проекте. Когда мы добьемся результатов, я смогу передать им экспертную оценку для внедрения. Есть люди-реформаторы по своей сути, которые не боятся, как на них посмотрят остальные. Они знают, как это нужно делать хотя бы потому, что видели, как это делается в мире.
Другое дело, если я приду и скажу, чтобы дали нам дотации на участие в выставках, я думаю, меня пошлют. Но если я приду к своей подруге, которая директор выставки «Киев-фэшн», и скажу ей: «Яночка, давай сделаем хорошую скидку для страны Марокко, например, а я сделаю так, что твоя выставка будет известна в Марокко», то это заработает. Это называется народная дипломатия и для этого не нужны министры, не нужны дипломаты, не нужны чиновники. Надо верить и делать. Это обычная логика и она работает.

В мире говорят, что Украина – страна красивых женщин. Почему Украина отстает от мировых стандартов в плане модной индустрии, если элемент, вокруг которого крутится вся эта индустрия, находится в Украине? Считается, что и француженки и итальянки уступают украинским «Роксоланам»?

Нужно разделить этот вопрос на две части. Внешняя красота, которая дается той или иной нации – это одна история. Другая история – это тема промышленности, которая одевает эту женщину. Здесь много разных аспектов. Я считаю, недостаток работы и продвижения культуры, воспитательных программ о прививании вкуса в том, что не только «Дольче и Габанна» - это хорошо, но есть и другие марки, в том числе и отечественные. Как вы думаете, почему нельзя получить преференции на то, чтобы рекламировать украинский продукт, для того, чтобы люди знали, что украинский производитель ничем не хуже, чем «Дольче и Габанна»? А потому, что это никому не выгодно. И получается замкнутый круг. Пока ты не заработаешь, ты не вложишься в рекламу, но если сделать какие-то нестандартные вещи путем таких национальных проектов, то это то, чем сейчас занимаюсь я. Безусловно, пресса заинтересована. Мне пообещали, что сейчас мы закончим с выборами и займемся чем-то хорошим и светлым. Приглашают приходить на эфиры, на передачи и рассказывать. Мне хочется, чтобы фраза «Мы гордимся украинским производителем» не была какой-то левой фразочкой «Купуйте вiтчизняний продукт». Есть разница в постановке клише: вот здесь верю, а вот здесь не верю. Мне хочется, чтобы верили и действительно восхищались.

Каким вы видите будущее вашего проекта? Какие риски, которые могут возникнуть, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию?

Если мы говорим про этот проект по поводу стратегии развития, исходя из того месяца, который мы провели, то первое, сюда приходит много людей для того, чтобы узнать, пощупать, померять. Эта информация начинает потихоньку распространяться. Начинают приходить больше дизайнеров и просто людей. Мы сейчас прощупываем почву для выхода на другие рынки. Следующим моим шагом станет проведение культурных вечеров, где не обязательно покупать вещь, а можно прийти узнать об этом культурном проекте, узнать об истории, узнать о традициях, что немаловажно. Мы хотим проводить 3-4-х дневные мероприятия, на которые я хочу пригласить региональных представителей показов с четырех сторон Украины – Запада, Центра, Востока и Юга Украины. Таким образом, они подвозят еще дизайнеров.
Мало того, мне давно хотелось создать некий профсоюз в нашей сфере. У нас у каждого много проблем и в этом синдикате будет подниматься общая проблематика, но будут и находиться решения. Когда люди объединяются, то решать проблемы проще. А когда все это будет происходить, то это будет стимулировать развитие каких-то новых направлений развития.

Почему вы не воспользуетесь предвыборной волной и не оденете какого-то кандидата?

Я скорее одену беженцев из разных районов нашей страны, чем наших политиков. Лично я, как дизайнер, который семь лет создает коллекции классические, столкнулась с тем, что у многих женщин есть моя одежда. Сейчас у нас была выставка в Кабинете министров. Заходит большое количество женщин и, узнав кто я, говорят, что у них есть платья из моих коллекций. Это говорит о том, что это хорошая носибельная одежда, которую женщины любят, носят по несколько лет. Она без этно-стиля, но можно надеть ожерелье и ты будешь выглядеть соответственно. Задача состоит в том, чтобы идти очень гармонично с точки зрения маркетинга и развития общества, идти в ногу со временем и в духе с тем, что хочет общество. Вот сейчас есть потребность в том, чтобы кто-то поддержал, укрупнил дух и душу общества, и мы готовы выступить как творческое ядро.
Вы видели, что в магазине продаются в основном вещи носибельные для мужчин, для женщин, для детей, для людей у которых большой бюджет и у которых он ограничен, разные стили. Вот это и называется проект «Люди для людей», где мы себя хотим чувствовать людьми и каждый заходящий должен себя почувствовать человеком.

К нам подошел известный украинский художник Даниил Диров и живописно вписался в нашу дискуссионную картину:

Даниил Диров: Я хочу добавить, что в этом проекте Golda привлекает разные посольства. Только что мы встречались с представителями посольств Японии и Кореи на тему о создании совместного культурного мероприятия, так как в Японии и Корее носят национальную одежду. Вот здесь возникает политическая платформа потому, что на волне патриотизма люди начинают носить национальную одежду здесь. Нам нужен обмен опытом с посольствами Японии и Кореи и с посольствами стран, в которых национальная одежда постоянно носится. В их число входят и страны Ближнего Востока. Когда я был на Ближнем Востоке, то заметил, что там люди часто носят национальную одежду. Это создает политическую и культурную платформу. Голда объединяет дипломатический клуб и это совместные программы дипломатического клуба и программы политической, социальной и культурной платформы для диалога между странами на тему национальной идеи. Это не просто магазин для показа вещей, а это культурный межцивилизационный диалог. Сейчас мы организуем азиатский культурный фестиваль в рамках нашего проекта и на бланках нашего клуба Голда подпишет приглашение для президента, премьер-министра, спикера Верховной Рады, для министров и для мэра Киева и всем посольствам.

Что бы вы хотели сказать в конце для украинского простого обывателя, который прочтет ваше интервью, который каждый день ходит на работу и устал от политики?

Продолжает отвечать Голда Виноградская:
. Я скажу слова, которые уместны для обращения ко всем людям в мире, не зависимо от того где в Украине, Алжире или Марокко, в Италии или на Коморских островах. К сожалению, в жизни много несправедливости. Вся наша жизнь состоит из целого ряда удач и неудач. Самое главное никогда не опускать руки, верить в Бога и верить в свои возможности и если ты искренне чего-то хочешь, то это обязательно получится. Всегда найдутся люди, которые к тебе потянутся, всегда сложится благоприятная ситуация. Самое главное в это верить, улыбаться и жить дальше. Я желаю всем самого доброго.