Уловки российской бюрократии: как чиновники \"косят\" от сокращения

На модерации Отложенный

Мировой финансовый кризис, заставивший государство искать, где бы подтянуть пояса, наглядно продемонстрировал, как неимоверно раздуты штаты чиновников. На всех уровнях - от региональных подразделений федеральных госструктур до сельсоветов. Около месяца назад почти все губернаторы громко заявили: «Сократим аппарат, сэкономим бюджет!»

Если брать абсолютные цифры, масштаб акции получается внушительный. Например, в Мурманской области из 1175 человек предполагают сократить минимум 370. В Саратовской области «срежут» почти 400 штатных единиц. Еще больше - 437, почти треть общего состава, - в Амурской области. Лидирует по числу заявок на сокращение Ярославская область: в ноябре были уволены 190 человек, в январе планируется убрать аж 1800. Правда, в Службу занятости пока поступили списки только на 19 чиновников одной из районных администраций и на 80 налоговиков. Мытарей сократят и на Кубани - из 400 человек 140 попросят на выход.

Должность убрали, человек остался

Но вот варианты оптимизации личного состава начальники выбрали разные.  Под сокращение попадают те, кто обладает меньшим стажем работы, низкой квалификацией, не соответствует занимаемой должности. Людей отправляют на пенсию. Сокращают не живых  людей, а вакансии.

Все это было бы замечательно, если бы не одно «но». Опытные в аппаратных играх чиновники мгновенно нашли способы и указание выполнить, и место сохранить. В Ульяновской области под сокращения попадут 38 должностей в аппарате правительства области и 65 - в органах исполнительной власти. Но убирают только должности, которые многие «слуги народа» совмещали.

Во Владимире даже те сотрудники мэрии, которые получили уведомления об увольнении, в итоге просто переведены в новые структуры - например, появилось два новых управления взамен четырех старых. Сокращена должность одного вице-мэра, но, поскольку он был еще руководителем управления, им же и остался. А за увольнение с поста вице-мэра получает все положенные компенсации.

А в Курске, как выяснили наши корреспонденты, уволили дворников и плотников.

То есть тех, кто хоть что-то делал...

Мурманский губернатор Юрий Евдокимов заявил, что многие госслужащие будут не уволены, а переведены в разряд служащих. То есть станут обычными наемными работниками с меньшей зарплатой, лишатся пенсионных льгот.

Деньги перекладывают с полки на полку

В Самарской мэрии сократят каждого двадцатого сотрудника. Но реальной экономии средств не будет: тем, кто остается, повышают зарплату на 16%. Ведь теперь они будут делать больше работы, чем прежде.

В Курске депутаты городского парламента вчера в поте лица утверждали Положение об условиях и порядке предоставления себе и главе города ежегодного дополнительного оплачиваемого (!) отпуска. Действительно, на дворе кризис - чем в простой уходить, лучше отдохнуть за госчет.

Наиболее радикально подошел к проблеме новый губернатор Амурской области Олег Кожемяко. Он предложил каждому отделу, каждому министерству уменьшить численность сотрудников не менее чем на 20 процентов. Если руководитель отказывался самостоятельно сокращать штаты, то сам попадал под сокращение. Так случилось с амурским Министерством информационной политики. Его руководитель создал новую структуру, в которой количество работников только увеличилось. И... министерства не стало. (Спецкор «КП» отправилась в Благовещенск. Ее репортаж читайте в ближайших номерах.)

Там же, где губернаторы громких заявлений не делали (к примеру, в Петербурге, Калининградской и Свердловской областях), крупные чиновники используют опыт коллег как стимул для своих сотрудников.

- Начальство каждый день припугивает нас сокращением, - рассказал нам один из специалистов городской администрации Екатеринбурга, пожелавший остаться анонимом. - Говорят, кто плохо работает, первым пойдет под сокращение. Но пока никого не уволили.

Кстати, в большинстве регионов решение вопроса о сокращении отложено «на после Нового года». Видимо, чиновники надеются, что праздники пройдут и кризис рассосется?