Следствие по пожару в Москве: Жертв не должно было быть

На модерации Отложенный

О крупном пожаре, уничтожившем здание Московского института государственного и корпоративного управления, мы рассказывали в предыдущем номере (см. «КП» от 3 октября с. г.). По последним данным, в результате ЧП погибли уже 9 человек, пострадал 51. Перепуганные студенты и преподаватели, отрезанные от выхода стеной огня и дыма, на глазах у прохожих прыгали из окон пятиэтажки. Расследованием пожара сейчас занимается специальная комиссия, уголовное дело по статье 219 ч. 3 («нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц») возбудил Следственный комитет при Генпрокуратуре.

По словам сотрудников МЧС, в здании постройки 1939 года катастрофически нарушались правила пожарной безопасности. Все эти нарушения (аж 14 пунктов!) огнеборцы выявили при проверке еще 7 августа. Тогда же составили акт, в котором обязали руководство института недочеты устранить. Вот только некоторые из этих нарушений: стены и потолки здания были отделаны легковоспламеняющимися материалами; система оповещения не работала; дверь на пожарную лестницу была наглухо заперта; не было необходимой системы удаления дыма (специальной вентиляции, которая должна включаться в случае пожара); изоляция электрических проводов давно обветшала и не выдерживала никакой критики; не были укомплектованы пожарные краны на этажах.

За множество погрешностей администрацию института наказали. Даме, исполнявшей на тот момент обязанности ректора, вкатили немалый штраф. Обо всех нарушениях доложили главе управы Южнопортового района. Срок на «исправление» руководству вуза выделили солидный - до года. Как нам объяснили пожарные, по каждому из 14 пунктов он разный. К примеру, закрытую дверь отворить - много времени не надо. А вот стены и потолки переделать - здесь и работы больше, да и затраты существенные. А деньги еще необходимо найти. В любом случае ко 2 октября, когда здание полыхнуло, нарушения устранены не были. - Сигнализация не работала, поэтому сообщение о пожаре поступило лишь спустя полчаса после возгорания, в 13.24, - рассказали нам в Управлении МЧС по Москве.

- Охрана института действовала неправильно, не оповещали студентов, не эвакуировали их. Приехавшие пожарные и спасатели выламывали запертую дверь на пожарную лестницу целых 20 минут! А в кабинете рядом с ней нашли шесть трупов. То есть люди добрались до спасительного выхода и могли бы выжить, если бы не запертая наглухо дверь. Главной версией трагедии, как мы выяснили, сейчас считается неосторожное обращение с огнем. - Поджог и теракт - это все ерунда, - говорит наш источник в следствии. - Здание старое, перекрытия деревянные, с пустотами. Кто-нибудь мог в щель окурок бросить, вот и полыхнуло. Выгорело и обрушилось около 300 квадратных метров перекрытий.

\"

БОЛЬ

 

Жених погибшей девушки предлагал ей прогулять лекцию...

 

Первых пострадавших на пожаре везли в ближайшую, 13-ю больницу. Большинство из них врачи спасли. Не вытащили двоих.

 

Катя Романюк умерла в реанимации почти сразу. Ей было всего 20 лет.

 

- Падала Катя из окна лицом вниз, - вздыхают медики. - Ударилась плашмя об асфальт. Вся изуродована, ее потому и опознать долго не могли.

 

Первой Катю все-таки опознала староста ее группы - по одежде. Следом в клинику приехал брат девушки, взглянул на ее обезображенное лицо и в шоке отпрянул: «Не она». Все прояснилось лишь после того, как в клинику примчались родители Катюши (они все это время метались по другим больницам, разыскивая дочку, надеялись, что жива). В морге отцу и матери стало плохо (девочку свою они опознали по маникюру. Она буквально недавно сделала себе модный - с цветочками), так плохо, что их отвезли в отделение терапии и приводили в себя всю ночь.

 

- Мама ее просто в ступор впала, ни на что не реагировала, - рассказывают в больнице. - Отец чуть лучше держался, но все равно ему помощь врачей требовалась.

 

Приезжал в клинику и убитый горем жених погибшей девушки, вспоминал, как с друзьями уговаривал ее прогулять в тот самый страшный вторник пары. А она не послушалась...

 

В ночь на среду в той же клинике умерла еще одна студентка. 19-летнюю Анастасию Савушкину привезли с тяжелой черепно-мозговой травмой и переломами. Врачи пытались сделать невозможное. Увы...

 

В 13-й больнице поначалу оказались и две подруги - 30-летняя Лариса Травцева и 23-летняя Елена Дунайская. Девушки работали в фирме, расположенной в здании института. Когда начался пожар, Лена и Лариса были на пятом этаже. Попытались было сбежать вниз, но пробиться сквозь огонь и дым не смогли. Ринулись на крышу. Оттуда по пожарной лестнице начали спускаться на землю...

 

Ступеньки закончились на приличной высоте. Девушки не раздумывали - прыгнули. И сами (!) в шоке сумели дойти до ближайшей больницы.

 

- Мне плохо, - в ужасе твердила Лариса принимавшим ее врачам. - Я беременна.

 

У нее действительно идет восьмая неделя (а не восьмой месяц, как сообщалось ранее). И тяжело обожжены верхние дыхательные пути.

 

Поэтому - сразу реанимация. Спасали ее, спасали будущего ребенка. Ночью перевезли в Склиф...

 

Елена Дунайская осталась в хирургической реанимации 13-й больницы. Она тоже получила сильные ожоги верхних дыхательных путей.

 

- Вообще это очень страшно, - признаются сотрудники клиники № 13. - Молодые девочки, мальчики. Обожженные, переломанные. Жалко их, сил нет. Вот у нас Юра лежит (Юрий Быцан, 18 лет. - Ред.), тяжелейшая травма у паренька, челюсть сломана, операция срочно нужна сложная. Ему разговаривать запретили, а он лежит и всех врачей благодарит, благодарит. Аж слезы наворачиваются.