Лондон начинает борьбу с рецидивистами

На модерации Отложенный Как сделать так, чтобы, оказавшись за решеткой, человек занялся самообразованием, не подался соблазну наркомании и - в первую очередь - решил никогда больше в тюрьму не возвращаться?
Эти вопросы давно беспокоит британское общество. И вот теперь озаботились ими и власти.

"Мы хотим снять многие из препятствий, стоящих на пути реабилитации преступников, - говорится в письменном заявлении министра юстиции Соединенного Королевства Джека Стро, обнародованном в четверг. - Наша главная цель - активизировать работу, которую мы уже проводим и которая направлена на сокращение уровня рецидивной преступности".

Один из главных барьеров на этом пути, считают в правительстве, - это наркомания в тюрьмах. Чтобы ее побороть, правительство, в частности, предлагает ужесточить режим посещения тех заключенных, которые не прошли тест на использование наркотиков. А самих посетителей в ближайшем времени, вероятно, будут обнюхивать натасканные на запах зелья ищейки.

Правда, Дэвид Хит из третьей по влиянию британской партии, Либерально-демократической, считает, что "дополнительные средства в наркологическую реабилитацию и улучшение ситуации в области психического здоровья нужно было инвестировать много лет назад".

О том же говорит и Джеки Уоррол из антинаркотического благотворительного общества Nacro.

"Возможности по борьбе с наркоманией и налаживанию контактов заключенных с потенциальными работодателями на воле существуют уже давно, - напоминает она, - но доступ к этим программам чрезвычайно затруднен из-за постоянной перенаселенности тюрем".

Лейбористское правительство заявляет в ответ, что со времени его прихода к власти 10 лет назад преступность в Великобритании неуклонно снижалась, а количество мест в камерах выросло на 20 тысяч. Скептики на это ухмыляются: а откуда тогда переполненность тюрем?

Глава инспекции тюрем Ее Величества Анн Оуэрс в чем-то согласна с министрами, а в чем-то - с теми, кто их критикует.


"Имеются существенные улучшения в тюремной системе, - признает она. - Но я считаю, что система сейчас на перекрестке, и я вижу реальную опасность того, что улучшения будут утрачены, в частности, спешки со строительством новых тюрем".

Этому строительству и правда в последнее время уделяется особое внимание. В стране много говорят о проекте "Титан", в рамках которого планируется построить три оснащенные новейшими технологиями тюрьмы вместимостью 2,5 тысячи мест каждая.

Дело, казалось, уже практически решено, однако в среду Джек Стро в интервью Би-би-си неожиданно отказался от прямого ответа на этот вопрос.

Неопределенности добавила и замминистра юстиции Мария Игл, возглавляющая управление тюрем.

"Нет причин, по которым они должны становиться такими, как американские или французские тюрьмы, в которых люди фактически складируются, как товар, - сказала она. - Мы не к этому стремимся".

Эти заявления вызывали небольшой переполох в парламенте, где отдуваться за подчиненных пришлось премьер-министру Гордону Брауну. Один из депутатов язвительно спросил главу кабинета, является ли нерешимость правительства по поводу тюрем "Титан" титаническим провалом или титаническим разворотом.

"Уважаемый спикер, мы реализуем проект этого строительства после соответствующих консультаций", - пообещал в ответ Браун.

В четверг, когда правительство объявляло о своих реформаторских намерениях, были опубликованы данные британского Национального аудиторского управления о нарушениях закона теми, кого вместо тюрьмы приговаривают к общественным работам.

Выяснилось, что многие из них на такие работы опаздывают или вообще не приходят, объясняя это тем, что проспали или забыли. И никого, возмущаются газеты, не отправили за это за решетку. Не потому ли, что там просто не хватает места?