Дешевеющий рубль вызовет подорожание всего сладкого

На модерации Отложенный

Во вчерашнем номере в “МК-ценнике” мы предположили, что исчезновение сахара с прилавков ряда столичных супермаркетов ознаменуется вскоре его появлением с новыми ценниками .

Так оно и произошло.

В понедельник утром в тех же самых магазинах сахарный песок появился по крайней мере в 2 из 3 отсмотренных. Правда, в одном подорожал на 4,5 рубля, а в другом килограммовый пакетик стоит уже 32,4 рубля. Первой реакцией на новые ценники, естественно, было обматерить торговлю. Но, к сожалению, все в нашем Отечестве устроено не так уж просто. В чем довелось убедиться, поговорив с экспертом.

Собеседник “МК” является одним из крупнейших трейдеров на сахарном рынке и знает о положении дел со “сладкой смертью” в России, наверное, все. Естественно, по экономической составляющей, а не с физиологической точки зрения.

— Годовая потребность российского рынка сахара составляет примерно 5,5 млн. тонн. Из них от 3 до 3,5 млн. тонн мы производим из собственного сырья — сахарной свеклы. Еще от 2 до 2,5 млн. тонн — из импортируемого сахара-сырца.

На готовый белый сахар в России установлены высокие заградительные пошлины, и везти его никому невыгодно. Импортируют лишь экзотические сорта, но их доля ничтожна. Причем с января-февраля, когда свекловичный сахар постепенно потребляется, доля продукта, произведенного из сырца, на рынке растет. И с весны по сентябрь он уже доминирует и своей экономикой диктует цены.

Так, если в конце осени предприятия-производители отгружали тонну сахара по 14,5 тысячи рублей за тонну, с начала года отпускные цены поднялись уже до 20—20,5 тысячи рублей.

Следует осознавать, что и это не предел. По 20 тысяч рублей завод отпускает сахар из сырья, купленного до введения в декабре заградительных импортных пошлин на сырец. Если раньше импортер платил государству 140 долларов пошлины за тонну сырца, то с декабря по май ввоз каждой тонны сырца обойдется ему на 80 пошлинных долларов дороже. Как явствует из нехитрого арифметического подсчета, даже нынешние цены на сахар в рознице продержатся недолго.

$316 (нынешняя биржевая цена сырца) + $220 (импортная пошлина) + 10% НДС + $25 (фрахт, доставка до завода-переработчика) + $40 (стоимость переработки сырца в готовый сахарный песок).

В лучшем случае себестоимость производства одной тонны сахарного песка сейчас эквивалентна 650 долларам. Или по нынешнему курсу 23 400 рублям.

Из тонны сырца выход сахара составляет примерно 97%. Прибавим еще эти проценты и получим, что отпускная цена сахарного песка даже в лучшем случае не может быть меньше 24 тысяч рублей. А ведь его от завода до торговой сети также нужно еще доставить. Не стоит сбрасывать со счетов и стоимость финансовых ресурсов, которые производители вынуждены брать на стороне, чтобы запустить весь технический процесс.

— При более дешевом долларе стоимость сахара, произведенного из сырца, была существенно меньше. Но рубль девальвировался как раз в тот период, когда промышленность переходила на импортное сырье. К тому же у нашей промышленности очень высокая себестоимость производства в силу технической отсталости предприятий. А доступность финансовых ресурсов сейчас гораздо ниже, чем в конце прошлого года, и многие предприятия стали реально плохо платить, — констатирует собеседник “МК”. И продолжает: — Я не стал бы утверждать, что отечественного свекловичного сахара в стране уже нет. Есть какое-то количество: у тех же аграриев, на складах у наиболее запасливых ритейлеров. Но они также не хотят пускать его в продажу по низким ценам, потому что все прекрасно знают: с началом сезона сахара из сырца этот продукт дорожает.

Поискать сырье подешевле или перейти в расчетах с Бразилией (основным поставщиком сырца в нашу страну) на какую-то другую валюту нереально. Сахар — мировой биржевой товар и торгуется, как и нефть, за доллары. А значит, стоимость сладкого на нашем столе впрямую зависит от поведения рубля. И не к абстрактной бивалютной корзине, а к реальному “зеленому”.

Так что после произошедшего подорожания сахара в ближайшее время стоит ожидать повышения цен на всю продукцию кондитерской промышленности. Впрочем, это ожидает практически всю ту продукцию нашего пищепрома, которая производится из импортного сырья. В одном из ближайших номеров “МК” вернется к этой теме.