"...а Семья все еще не в прошлом."

На модерации Отложенный

 Сегодня в Высоком суде Лондона в качестве свидетеля по спору между Абрамовичем и Березовским выступил Александр Волошин, бывший глава администрации президента России. По его словам, одной из главных причин, из-за которой Березовский лишился ОРТ, было то, что последний «хотел заработать политический капитал» на трагедии подлодки «Курск», затонувшей в августе 2000 года. Slon связался с автором того скандального сюжета на «Первом канале», журналистом Сергеем Доренко, входившим на тот момент в ближний кругБориса Березовского.


 Сергей, Волошин сегодня в лондонском суде заявил, что Борис Березовский хотел заработать политический капитал на трагедии подлодки «Курск». Дескать не было никаких «содержательных претензий к власти». Тогда именно вы на «Первом канале» делали репортаж про «Курск», вы согласны со словами Волошина?
 
– Самое интересное, что самую эмоциональную реакцию вызвал не мой репортаж, а тот, что вышел раньше, когда я еще был в Ницце. Это было интервью со вдовами, это были девочки в ситцевых платьицах, как всегда одеваются девочки в провинции, в особенности в южной провинции. Эти платьица им в такой ситуации может и не очень подходят, но офицерские жены никогда не держат траура, потому что их за такое мужья бы убили – ну представьте себе, держать в гардеробе нарочно траур. И вот они ехали через Москву к своим родителям на юг России и дали интервью. И вот тогда это вызвало гнев властей и ощущение, что «Первый канал» работает против Кремля. Я свою программу делал позже, большую, на 45 минут, она шла уже по итогам, в начале сентября.
 
 А правда, что лично Путин звонил руководству «Первого канала» и возмущался, что «наняли б*дей по $100», чтобы его дискредитировать?
 
– Я слышал об этом, но мне сложно об этом судить, потому что в этот момент, как я уже говорил, я был в разъездах до самого конца августа. Но на самом деле, вы поймите, этим же девочкам по 25 лет, потому что их лейтенантам было по 26–27, и вот они оделись в то, что у них было, в короткие платьица…
 
 И все же вашу программу закрыли именно за эфир о «Курске»?
 
– Да, и когда я делал этот сюжет, я так и думал, что программу закроют. Тогда именно Волошин помог мне отправиться в Видяево, очевидно, посоветовавшись с Путиным, и он сделал так, чтобы меня встретили, пустили, все показали. И тот же Волошин потом по мне докладывал Путину, что, мол, вот мы его пустили, а он оскандалился и эфир выдал в критическом ключе.
 
 И именно с этого начался раскол между Путиным и Березовским?
 
– А я не думаю, что между Путиным и Березовским происходил раскол. Семья попрощалась с Березовским уже в 1998 году, когда пришел Примаков. Березовский всех тогда ужасно достал со своими инициативами. Вся верхушка была от него в тихом помешательстве. Он очень редко стал появляться в России, наведывался сюда время от времени, дружил с Путиным, кстати, в тот период. И вот тогда уже верхушка поняла, что без Березовского можно жить и нужно жить. Они уже заранее поделили его имущество, задолго до 99 года. И вот когда после снятия Примакова Березовский вернулся, все были в ужасе. И ему говорил тогда: «Боря, тебя все ненавидят, от тебя давно избавились, твой приезд сюда летом 99 года – это для них нечаянная удача, но они тебя ненавидели в день приезда. Единственный, кто к тебе хорошо относится, – это Путин». И поверьте мне, это было правдой.
 
 Почему у Путина было к нему такое отношение?
 
– Да потому что Путин его не боялся и не собирался брать у него денег.
 
 А может быть он был ему еще и благодарен за поддержку?
 
– Путин вообще человек очень благодарный.

 Это была идея Березовского, о том, чтобы сменить Степашина на Путина? 
 
– Этого я точно не знаю, я знаю, что Березовский участвовал в формировании идей и воли. Потому что он сорвиголова. И когда нужна воля, типа «мы всех тут оттрахаем» – нужен Березовский, потому что он очень волевой.
 
 Значит, никакой ссоры с Березовским не было?
 
– После того как в апреле Березовский вернулся, он начал вести себя странно, начал писать письма в открытых газетах (в том числе, кажется, в «Коммерсанте» на правах рекламы), которые начинаются так: «Володь, ну ты помнишь, мы договорились». И это, конечно, еще одна ошибка Березовского, потому что он проявляет неуважение к символу государства. И он проявляет неуважение к новой позиции своего боевого товарища. «Володь, ты помнишь» – ну как так можно, просто мороз по коже. И я говорил ему, «ну прекрати ты сношаться как Дубровский с Машенькой, через дупло, ты же можешь просто позвонить». И потом он придумывает вырвать «Первый канал» из-под контроля государства и раздать его интеллигенции, помнится, Познер там участвовал и еще ряд интеллигентов, и в конце-концов Путин просто перестал отвечать на его телефонные звонки. И Борис уехал. Вот и все.
 
 Та расшифровка, которую опубликовала «Новая газета» и которая служит на суде доказательством, – она похожа на правду?
 
– Похожа. Вообще, самые хреновый кадровик на планете – это Березовский. Он искушал постоянно людей доверием. И доискушался. Я имею в виду Ромочку, конечно. Ромочка долго стоял несогбенно, а потом наклонился и взял денюжку, ну что делать, многие бы так сделали.
 
 Думаете, у Березовского есть шанс эти деньги вернуть, или этот суд он затеял скорее для морального удовлетворения?
 
– Понятия не имею, он такой бедовый, все что-то затевает. Я не вижу никого из фигурантов дела очень давно, мне судить сложно.
 
 А какова роль Волошина сейчас в этой властной системе, он все-таки человек из прошлого?
 
– Он человек из Семьи, а Семья все еще не в прошлом. Он от Березовского перешел к семье (у Березовского он, как известно, работал экономистом), так же, как и Ромочка, и у нее и остался.

 А Абрамович после продажи «Сибнефти» остается «карманом Путина»?
 
– Ну как карманом, помните панику, когда Ромочку пощекотали в 2000-м году, обыск провели, он тут же 500 млн внес в какой-то государственный фонд развития бог знает чего. То есть он тоже балансировал, не могу сказать что он был целиком с Путиным. Я все-таки ассоциирую его с семьей Ельцина, куда он был введен Березовским и закрепился. Потом семья Березовского и погнала как паршивого пса. Именно семья, не Путин. Поэтому, я думаю, Березовский ни на кого зуб не точит, кроме семьи, ведь для него это были почти родные люди. Они-то говорят, что он, дескать, стал не адекватен, придумали, там, «Чацкий – карбонари!».
 
 А Путин, получается, дал ему уехать, да еще и с деньгами…
 
– А что Путин, он его особо и не преследовал, пара розысков, чтобы не совался, и все.
 
 Почему Абрамович не боится в лондонском суде рассказывать всю подноготную российской политики? Почему Волошин не постеснялся поехать в суд?
 
– Деньги большие. И иностранцам врать стыдно. Русские врут друг дружке, но никогда не врут иностранцам, если вы замечали. Русские почему-то считают иностранцев какими-то браминами, высшей кастой, они для русских как священники, русский когда видит иностранца, даже когда трезвый, начинает исповедоваться.
 
 А Путин не прогневается за то, что они порочат Российскую Федерацию на весь белый свет?
 
– Да ладно, Путин их презирает. Они сейчас бегают с грязным бельем, а Путин их потихонечку презирает.