Как я не дала взятку, почти happy end

На модерации Отложенный

Руководство судебных приставов справедливо и внимательно, негодяй уволен. Только мое положение ничуть не изменилось.

Начало этой истории здесь. А окончание ее самое, наверное, радужное, если не считать того, что мое имущество по-прежнему арестовано и с меня не снят запрет на свободу передвижения. Пристав, который это все организовал, уволен, и, как я слышала, в отношении него ведется служебное расследование. Но возможно, что это вовсе и не окончание истории.

Рассказываю, как было дело — извините, коротенько повторюсь. Два года назад я сделала большую глупость и стала поручителем по очень большому кредиту (никогда, ни при каких обстоятельствах, не соглашайтесь быть поручителем!). Был большой ликвидный залог, так что будущее меня не пугало. Однако залог принадлежал не мне, а заемщику. И когда он перестал платить, мы с банком попытались сделать все, чтобы залог продать, а кредит вернуть. Поскольку залог не принадлежал ни мне, ни банку, в деле возникли судебные приставы, которым было поручено обратить взыскание на залог. Вместо этого пристав обратил взыскание на меня и на мое имущество, а также запретил мне пересекать границу РФ — не наложив арест на сам залог. Дело было в начале декабря прошлого года. Новый год накрылся медным тазом, потом пропал автомобиль — пользоваться им он тоже запретил, послав в ГИБДД бумажку, что мне запрещено его снимать с учета (чего я делать не собиралась), но главное — проходить ТО. Потом оказалось, что в одном из банков арестованы мои счета. Стало совсем весело — последнему дятлу было ясно, что сие незаконно, но это случилось. Обращение к непосредственному начальству пристава никакого эффекта не дало. В итоге речь зашла о «договориться по-хорошему». Решения суда о том, что действия приставов незаконны, ими же игнорировались.

В общем, к концу июня я укрепилась во мнении, что имею дело с бандой. Но тут случилось чудо, о котором я бы хотела рассказать поподробнее. И, опираясь на опыт, дать совет всем-всем, оказавшимся в подобной ситуации.//

После того, как был опубликован мой пост в блоге Forbes «Как я не дал взятку», мне позвонил Илья Скворцов. Он очень большой начальник, заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве — главного судебного пристава Москвы. Честно говоря, никогда бы этого не подумала, общаясь с ним по телефону: мне казалось, что разговариваю, например, с молодым профессором, исследующим работу ССП (на самом деле приблизительно так и оказалось: в прошлой жизни большой начальник Илья Скворцов был специалистом по восточной философии). В общем, понятно, что мы встретились в его кабинете. Но, с самого начала он произнес удивительные слова: «Действия в отношении Вас были незаконны, примите мои извинения». Честное слово, у меня чуть не скатилась по щеке скупая слеза: наше высокое чиновничество, а уж тем паче силовики, никогда не извиняются. Надо же, как мало надо простому гражданину для полного гражданского счастья.

В общем, совет первый: главные судебные приставы и их заместители ведут прием граждан. Очень важно на такие приемы записываться в случае подобных ситуаций. Мой опыт показал, что звонки на телефоны доверия и обращения на сайте никакого эффекта не имеют, а вот человеческое общение помогает. Прием ведут не только начальники по территориям, но и глава ФССП, и его замы. Я была на приеме у Татьяны Игнатьевой, она как раз зам главы ФССП, прием ведется на Кузнецком мосту, рядом со входом в основное здание ФССП, и я своими глазами видела, кто и с какими делами туда приходит.

В основном стекаются страдальцы из регионов, кто не мог решить свой вопрос на месте, это самые обычные люди. Надо записаться на прием заранее. Татьяна Павловна Игнатьева оказалась красавицей. Ощущение от нее такое: у многих в жизни, в младшеклассный период, была своя фея, обычно учительница музыки, или рисования, или это был экскурсовод, или артистка в ТЮЗе — у кого не было, у того нет сердца. Так вот, именно этот типаж, фея с умными глазами, тонкими пальцами, врожденными манерами. Вот честное, благородное слово. Она оказалась совершенно в курсе моих проблем, потому что ознакомилась с моим делом заранее. В общем, надо волевым усилием прекращать рассказывать про начальство в ФССП, мне и так наверняка никто не верит. Но не могу же я писать плохо про то, что реально хорошо. Красавица – она и есть красавица, чего уж.

Из совета первого вытекает совет второй. Не тратьте время и деньги на суды, что делала я, считая, что раз приставы судебные, то нам поможет суд. В очевидных случаях может помочь разумное высокое начальство, в существование которого мы не верим, но оно существует, во всяком случае, я его встретила.

Отсюда совет третий. Если вас безбожно и беззаконно ограничивают в правах, не пытайтесь договариваться. Правы те многие, кто делает свою ситуацию публичной, используя прежде всего блоги. Сказано уж было многими, и я к ним присоединюсь: это работает. Не всегда, конечно. Однако тенденция налицо.

Совет четвертый, он касается работников банков и федеральных структур, занимающихся регистрацией различной собственности. Я видела пухлую папку с перепиской моего обезумевшего пристава (который вроде уже уволен, Масолов его фамилия) с самыми разнообразными банками и органами регистрации во всех субъектах РФ, включая Чечню и Чукотку. Безумный пристав самым официальным образом интересовался наличием у меня счетов (у банков) и имущества (в регистрационных палатах и в ГИБДД). Большинство банков ответили приставу, что его запрос не соответствует чему-то там (то есть незаконен) — это правильно было в моей ситуации, при закрытом производстве и имеющихся решениях суда. Регистрационные палаты отрапортовали – нету у них моего имущества, ну ладно, пусть госорган переписывается с другим госорганом, как хочет, жалко только, что за наши деньги. И только один банк с готовностью раскрыл всю информацию и арестовал мои счета. Теперь я их, ясное дело, и сама закрою. Съезжу к ним на днях, поговорю, что это на них нашло, а потом напишу здесь название. В общем, дорогие клерки, отвечая на письма приставов, читайте их внимательнее — вдруг то, что они спрашивают, их не касается. И вы сами нарушаете закон, отвечая человеку, в отношении которого ведется служебное расследование. И не спрашивая, а на основании чего он, собственно, интересуется.

Ну, и самый главный итог. Самый печальный. Несмотря на решения судов, несмотря на увольнение моего безумного пристава и служебное расследование, несмотря на самые приятные впечатления от знакомства с начальством судебных приставов, в моей жизни ничего не изменилось. Имущество по-прежнему арестовано, выезд за границу закрыт. Потому что решение о снятии с меня арестов и запретов должно придти в госорганы строго по почте. А для этого их кто-то должен отправить. То есть дойти до экспедиции. Вот этого я добиться пока никак не могу.

А вообще это замечательная месть мелкого приставского звена. Добилась своего, пожалела денег на взятку, пошла по начальству — ок, вот тебе решение с синими печатями. Только все равно никуда не денешься, еще триста раз придешь и поклонишься, прежде чем получить свое. А не нравится – иди, судись с почтой.