В Казахстане качество зерна без контроля

На модерации Отложенный

Недавно прочел на ресурсе ИА «КазахЗерно.kz» интервью с Александром Хатунцовым, директором российского ФГБУ «Центр оценки качества зерна». Шел разговор о практике государственного контроля за качеством зерна в России и мире, говорилось и  о перспективах восстановления в России Госхлебинспекции.

Начал разбираться. А как, собственно, осуществляется контроль за качеством зерна у нас в Казахстане, пусть и на примере Павлодарской области. Неутешительный вывод: у нас нет четко действующего государственного контроля качества зерна, разве что при отправке на экспорт, да и то в частную лабораторию сдают зерно на анализ сами производители, выходящие на тот или иной зарубежный рынок. Значит, у нас есть не меньше поводов для беспокойства, чем в своё время в России. А если говорить о негативных примерах отказа от государственного контроля  качества зерна, то можно вспомнить Украину. В своё время она передоверила выдачу сопровождающих зерновые грузы документов о качестве «независимым» иностранным сюрвейерским компаниям. В результате потеряла рынки таких крупных потребителей зерна, как Египет и Пакистан. Исправляя ошибку, Украина возродила национальную хлебную инспекцию, наделив ее широкими полномочиями.

Напомню, в советское время, да и в 90-е годы, как в России, так и в Казахстане или на Украине, правила были едины: качество зерна и муки вела Государственная хлебная инспекция. Ее основной целью было обеспечение населения качественным зерном и продуктами его переработки. Но времена идут, иногда ложно понимаемая идеология рыночного подхода во всем может преподнести неприятные сюрпризы. Вот и в России - крупнейшем поставщике зерна в мире, рыночники в своё время добрались и до контроля над зерном. Пошли дискуссии, «рыночниками» гайдаровского типа в правительстве лоббировалась реформа, суть которой - отказ от доминирующей роли государства в этом важнейшем деле. Те, кто давно и серьезно работают на рынке зерна, сразу же поняли, во что выльется перекройка системы государственного контроля качества зерна.

Здесь нельзя не видеть конкретных групповых бизнес-интересов. Во всяком случае, в интервью Александр Хатунцов утверждает, что устранение госконтроля было на руку коммерческим компаниям, не заинтересованным в развитии российского зернового бизнеса и защите потребителей зерна. Ссылаются на давно дискредитировавший себя гайдаровский принцип: мол, рынок сам всё расставит по своим местам. Может быть, это и было правильным для капитализма 19 века, но никак не сегодня, когда государственный протекционизм проявляют все более или менее развитые страны. Достаточно посмотреть на то, как контролируется качество зерна в США и Канаде - крупнейших станах-игроках на мировом зерновом рынке. Там законодательство устанавливает жесточайший, вплоть до уголовного наказания, контроль за качеством зерна.

А разве можно назвать эти страны нерыночными? Но там не стесняются, когда нужно, отдавать стратегические вещи под государственный контроль. Так что отсутствие контроля - отнюдь не рыночная, а скорее, лоббистская мера, способная нанести вред государству, если контроль в такой важной сфере отдадут коммерческим структурам. Это сродни тому, как если бы вдруг кому-то пришло в голову отдать частникам, положим, госавтоинспекцию.

Не случайно крупные производители зерна в России добились-таки возвращения реального государственного контроля качества зерна. Ведь зерно было и должно остаться национальным достоянием, одним из ключевых факторов обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны, становления ее международного авторитета как одной из мировых житниц.

Считается, что после принятия в 2001 году Закона РК «О зерне», наше казахстанское национальное законодательство в целом обеспечивает должный уровень безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. Создана специализированная национальная система контроля качества и безопасности на внутреннем рынке. Контроль осуществляется (или осуществлялся до прошлого года) уполномоченными органами государственного управления агропромышленного комплекса. В Казахстане за нарушения в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки применяются солидные штрафы. Хотя сейчас я бы не назвал ситуацию столь уж хорошей, особенно если разобраться с реальными полномочиями, оставшимися сегодня у региональных и территориальных органов контроля качества зерна и семян.

Дело в том, что в принципе хороший Закон «О зерне» со временем оброс поправками, которые принимались чуть ли не ежегодно и явно в сторону «рыночных» рычагов контроля. А в прошлом году новые поправки по сути дела разрушили систему местного и территориального контроля. Если прежде зерновая инспекция, имевшая серьезные полномочия от государства, действовала как независимый государственный орган, то теперь её во многом «размыли». Часть функций, но без административных полномочий, вообще передали местным органам, часть специалистов ушла в отделы зерновой и семенной инспекции областных управлений сельского хозяйства, часть осталась в территориальной инспекции в АПК МСХ РК. Опять же, с очень ограниченными полномочиями, которые в основном касаются деятельности элеваторов.

Разговариваю с руководителем отдела зерновой и семенной инспекции павлодарского облсельхозуправления Сабитом Каратаевым и интересуюсь, что у них сегодня «в руках».

Он прямо говорит о том, что областные инспекторы отслеживают нахождение и потоки зерна на семи лицензированных элеваторах области. Просто отслеживают, раз в год участвуя в проверках элеватора на предмет готовности к принятию зерна нового урожая. Стараются контролировать качество семян – именно семян, а не коммерческого товарного зерна. И если в той же Канаде, как сказал Сабит Каирович, фермер не сможет посеять несертифицированным государством зерном, то у нас сев «своими» семенами – далеко не редкость, особенно в мелких крестьянских хозяйствах.

Анализ семян вообще-то проводится частными сертифицированными лабораториями, прежде всего, в лаборатории областного отделения АО «Казагроэкс». Но в этом году для проведения такого анализа из областного бюджета не выделили денег. То есть, оплату контроля качества семян решили переложить на плечи крестьян. А они не стали платить. В результате сеяли семенами по осенним первичным анализам. Вот вам и госконтроль… Полномочий как-либо повлиять на подобную ситуацию у инспекции облсельхозуправления нет. Что уж тут говорить о товарном зерне, идущем на рынок.

Остается вторая структура, работающая на территории области – Павлодарская территориальная инспекция в АПК МСХ РК, то есть структура Министерства сельского хозяйства. Айнабай Смаилов - руководитель отдела зерновой инспекции территориального управления, говорит, что их основная официально поставленная задача - отслеживание движения зерна, сверка сведений со статистическими данными, кроме того, согласовав время, выезжают на проверки элеваторов при приеме зерна нового урожая. Проверяют работу аккредитованных частных лабораторий. Выезжают вместе с инспекторами облсельхозуправления.

До 2015 года в их задачу входили проверки качества зерна, но теперь в подправленном законе «О зерне» нет четко прописанного порядка проверок качества. И получается, что основной документ о качестве зерна, например, отправляемого крестьянами за рубеж - это бумага от частной лаборатории «Иртышстандарт» либо того же АО «Казагроэкс». Тот есть, один частник по поводу контроля контактирует с другим частником, а государство тут ни при чем. Никто в этом никаких рисков не видит?

Связываюсь с этим самым частником - Каскеном Мукашевым из павлодарского отделения АО «Казагроэкс». Он подтверждает, что на платной основе их лаборатория проверяет по обращениям крестьян качество зерна - по клейковине, протеину, стекловидности, примесям. Говорит, что несут полную ответственность за каждый анализ, ведь зерно импортеры могут в порту назначения и перепроверить. По-хорошему вспоминает деятельность семенных и испытательных зерновых лабораторий в советское время, эти лаборатории обладали функциями госконтроля, работая рука об руку с хлебными инспекциями. И порядок был. С огорчением комментирует случившееся в этом году в Павлодарской области: лабораториям не оплатили из областного бюджета анализы. Начал ставить эту проблему еще с марта. Убедил аграрную комиссию облмаслихата поддержать выделение средств. Но пока прошла сессия, пока объявили тендер, который, кстати, выиграла лаборатория из Северного Казахстана, и теперь никто в области не понимает, что с этим делать. Как работать? В общем, сроки ушли, а не за горами уборочная, договора с областью на определение качества семян по-прежнему нет.

В общем, картина вырисовывается не очень отрадная, на мой взгляд, государство теряет рычаги контроля за качеством зерна. Если речь идет об экспортных поставках, то тут понятно - зерновики обязательно проверят зерно в лаборатории, так как заинтересованы в том, чтобы оно спокойно ушло заказчику. Ну, а если появится посредник, способный «решать вопросы» с частными лабораториями, и, не дай Бог, сделает наоборот - зашлет за рубеж партию зерна как несортовое, а в реальности отправит качественную пшеницу? Не доплатит и производителю, и государству. Возможна такая схема? Да у нас сегодня вообще ничего невозможного нет.

И все-таки с экспортом понятнее. А кто сегодня скажет, какого качества зерно распродается у нас в Казахстане на внутренние нужды? Если уж без анализа семян можно сеять, то продать несколько тонн некачественного зерна - пара пустяков, можно просто воспользоваться старым сертификатом. Или нет? Понятно, что крупные поставщики зерна на внутренний рынок все-таки проведут анализ, а средние и мелкие? И самое главное - почему государство это никак не контролирует? Это ведь никуда не годится: всё отдать частнику в таком важном деле. Ведь главное для частника - его интерес, прибыль, а не государственные интересы. Этого, наверное, никто не будет оспаривать.

И неужели никто не видит, что у нас в стране падает качество хлеба, комбикормов и других продуктов из зерна? Почему? Только ли из-за того, что «злые» хлебопеки пичкают хлеб добавками? В точности сказать мы этого не можем. А значит, дальнейшее пренебрежение государственным контролем продовольственного зерна может плохо отразиться на кормопроизводстве, животноводстве, производстве продуктов питания. Не стоит забывать и о том, что некоторые виды загрязнения зерна и продуктов его переработки могут оказать серьезнейшее влияние на состояние здоровья потребителей.

Так не пора ли вернуться к доброй памяти хлебной инспекции? Государственной. Наделенной широкими полномочиями. Ну, хотя бы, как в США или Канаде…