Скотское отношение

На модерации Отложенный

Какие уроки должны извлечь владельцы частных подворий из арысской трагедии?

Об этом стоит поговорить по горячим следам, поскольку пройдет время, страхи и боль улягутся, и мы вновь вернемся в состояние тотальной безответственности, отмечает собкор ИА «КазахЗерно.kz».

К слову, ровно десять лет назад, когда подобное происшествие уже случалось в Арыси, официальные лица с высоких трибун предупреждали об опасности повторения трагедии в более масштабных размерах, тогда их не услышали…

Отметим, что город Арысь, хотя и является крупным железнодорожным узлом международного уровня, в основном состоит из частного сектора. И в тот роковой час, когда жители 45-тысячного города в Туркестанской области, в спешке покидали свои дома под жуткие разрывы снарядов, в личных подворьях остались домашние питомцы.

Парадоксально, но факт, что сильнейшее разрушение жилых строений от падающих снарядов, спасло жизнь уцелевшим животным. Большинство домов, сильно пострадав от удара взрывной волны, оказались  открытыми всем ветрам: с сорванными с петель воротами, выбитыми стеклами, вывороченными рамами окон, сломанными крышами, пробитыми заборами и прочее.

Напомним, что в Арыси после прямых попаданий снарядов сгорело дотла 21 здание. А оставшаяся в живых скотина получила возможность беспрепятственно выйти наружу и разгуливать на воле. Таким образом, многие овцы и коровы получили доступ к естественным кормам - травам вдоль переулков и зеленым кустарникам и саженцам, высаженным в городе, пастбищам возле городской черты. Правда, и жуткую жажду, случившуюся с животными в горящем городе под палящим солнцем, пришлось частично утолять за счет зелени. Страшная участь постигла сельскохозяйственных животных, оставшихся запертыми в амбарах и хлевах.

Впрочем, по заверениям местных властей, разбредшийся потерявшийся домашний скот по всему городу собирали команды волонтеров, работников ветеринарных служб и просто полицейские с чс-никами.

Собранную таким образом скотину доставляли на централизованный пункт сбора КРС и МРС за городской чертой.

Другое дело, что вернувшиеся  из эвакуации жители столкнулись с проблемой: как опознавать свой скот? Ведь не секрет, что государственная программа биркования и нумерации скота даже в аулах была реализована не полностью. Хотя были определены ответственные лица за ее полное внедрение и выделены для этого соответственно бюджетные средства. Что уж говорить о частных подворьях в городах, где в дворовых сараюшках содержится десяток-другой барашков да пара буренок?! Как правило, они бесхозные, неучтенные. А значит, в случае их гибели практически невозможно получить какую-либо компенсацию. Нет скотины – нет проблемы. Вот почему арыссцы, владеющие небольшими пригородными бараньими отарами и коровьими стадами, рискуя жизнью,  предпочли остаться со своей скотиной, являющейся  для них единственным источником дохода. Погибнет скот - хозяевам тоже впору «откинуть копыта».

Мы уже молчим о страховании сельхозживотных. Но нет у людей денег на страховку.

Наверное, государство должно озаботиться и этой проблемой и поддержать сельхозпроизводителей. Сегодня вся наша планета содрогается от природных стихий и катаклизмов. И нужно уметь достойно их преодолеть. А для этого необходимо полностью реализовывать все соответствующие мероприятия. Для того, чтобы в час ИКС не стояла страшная дилемма: спасать свою жизнь или сохранность своего скота?