Почему земледельцы за полив посредникам платят в два раза дороже?

На модерации Отложенный

Под неосвоенные деньги вода не течет: как топят «золотой фонд» страны?

Учёные предупреждают: в 2025-2035 гг. в мире остро встанет проблема нехватки воды. А это усугубит проблему голода. Ведь количество голодающих на Земле не убывает, а чтобы произвести, например, 1 тонну зерна, необходимо 10 тонн (кубометров) воды.

В этом смысле Казахстан относится к мировым везунчикам — у нас есть и вода, и земля, отмечает собкор «КазахЗерно.kz». Особенно на юге страны, где в силу природно-климатических условий интенсивно развито орошаемое земледелие,  позволяющее собирать богатые урожаи пшеницы, риса, овощей и фруктов. Ведь не зря орошаемые земли относят к «золотому фонду» страны. Естественно, что такой метод земледелия требует хорошо развитой оросительной системы.

И она активно создавалась в период СССР, когда денег на строительство каналов и водоемов не жалели.  Это, в свою очередь, позволяло эффективно развивать в южном регионе садоводство, овощеводство, хлопководство, получая богатые урожаи. В советское время в Казахстане были орошаемы свыше 2 млн га земли, это составляло пять процентов от всех сельскохозяйственных земель. И эта «пятерочка»  давала 30 процентов всего собранного урожая. Однако с распадом Союза распадается и орошение. Проблема его восстановления поднимается с завидным постоянством, приобретая хроническое течение.  Правда, деньги, как и в бытность Страны Советов, на это продолжают выделять немалые, а эффективности — ноль. Как будто  какой-то водопад их засасывает…

Летом прошлого года этот вопрос поднимался на прошедшем в Туркестане совещании с участием Умирзака Шукеева,  возглавлявшем в ту пору Министерство сельского хозяйства РК. Говорили о реализации программы развития АПК  РК. Тогдашний  председатель минсельхозовского Комитета по водным ресурсам Ислам Абишев  отметил, что 175 миллиардов тенге, выделенных банками и государством на «оздоровление» некогда орошаемых земель в Туркестанской области, из-за нерасторопности местных властей лежат мертвым грузом. «Всего выделено 300 миллиардов тенге, и 175 миллиардов из них только Туркестанской области, – цитировало г-на Абишева республиканское издание inbusiness.kz . – Во всех областях вводятся в оборот орошаемые земли, а в Южном Казахстане – нет…». В нонешнем ноябре в Алматы на семинаре «На пути к региональным инициативам по модернизации ирригации в XXI веке», где собрались 80 экспертов из пяти государств Центральной Азии, вновь были озвучены не прибавляющие оптимизма данные.  «Сейчас в Казахстане орошаемы 1,4 млн га земли. Хотят еще на 600 тысячах гектаров ввести, на них ранее были системы ирригации, но по разным причинам они были заброшены.

Также Казахстан хочет дополнительно разработать еще 1 млн га под ирригацию, – сообщил специалист по водным ресурсам ВБР Бахыт Арыстанов. — При этом еще тридцать лет назад количество земель, где использовалась ирригация, было значительно больше. Так что сейчас задача номер один – вернуть утраченное. Работа в этом направлении ведется, но не так активно, как хотелось бы». И это понимают в профильном министерстве. «Орошаемое земледелие в регионе все еще не в полной мере использует свой экономический потенциал, что отражается в низкой урожайности и слабом развитии производственно-сбытовых систем. Мы должны предоставлять нашим фермерам более качественные оросительные услуги, что можно сделать посредством наращивания потенциала водохозяйственных организаций, – отметил председатель Комитета по водным ресурсам Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Арман Турлубек. — Поэтому внедрение систем орошения крайне важно для развития экономики государства. Но на местах процесс тормозят».

И ведь как в воду глядел. Это мы о местах, где «процесс тормозят». Так, в распоряжение нашей редакции попал любопытный документ – отчет по итогам прокурорской проверки работы филиала РГУ «Казсушар» по Туркестанской области за 2016-2019 годы. Он  включает целую массу нарушений, как мелких, так и довольно крупных, которые нанесли серьезный урон экономике региона. Мы не станем перечислять все из них, остановимся на некоторых.

В документе, составленном проверяющими прокурорами с участием уполномоченных органов, отмечено, что Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК и Туркестанский областной филиал допустили грубое нарушение законодательства в данной сфере.

В частности, свою неэффективность показали работы по капитальному ремонту и реконструкции двух объектов, проведенных на средства из республиканского бюджета (общая сумма 2 млрд.тг).  В 2014-2016 годах проведена реконструкция Туркестанского магистрального канала (1,546 млрд. тг., генеральный подрядчик ТОО «Жилстройиндустрия»)  с целью увеличения подачи воды в канал и  восстановлению 44 -х скважин вертикального дренажа. Что, в свою очередь, должно было увеличить поливные площади в сельском округе Боген. На данный объект государством затрачено свыше 1,5млрд.тг, а результат не получен. Уже больше трех лет он не используется, потому  что не предусмотрены средства на его содержание (согласно письму филиала №18-17-31/01-962 от 19.09.2019 г).

Таким образом, площади поливных земель сельского округа Боген не увеличились, а наоборот уменьшились, если раньше было 4071 га, то сегодня 3823 га.

«Между тем, — отмечается в отчете, — согласно статье 6 пункта 4 Закона РК «О государственном имуществе» управление государственным имуществом осуществляется в соответствии с принципом его эффективного использования  на благо общества». Налицо – нарушение законодательства.

Схожая ситуация и с капитальным ремонтом водохранилища Акылбексай, проведенном в 2014-2018 годах (объем средств 567,1 млн.тг).

Однако, вода по этому каналу из водохранилища Акылбексай не подается, поскольку на нее нет спроса у местных хозяйств. Наряду с этим выявлены финансовые нарушения на 20938,9 тыс.тг по капитальному ремонту водохранилища (расход не соответствует заявленному в сметной документации).

По реконструкции Туркестанского магистрального канала выявлены финансовые нарушения на 3752,7 тыс.тг. В отчете указаны расхождения между данными в ПСД и фактически выполненными работами. Далее документ обращает внимание на статью  4 пункта  9 Бюджетного Кодекса РК. В ней указано на необходимость   планирования бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих  включение в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов, а также использование бюджетных средств и активов государства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Но филиал не руководствовался данным принципом при планировании бюджетных средств, тем самым нарушая упомянутый закон.

При реализации крупных проектов по капитальному ремонту и реконструкции заказчиком — Комитетом по водным ресурсам МСХ РК и его филиалом не был осуществлен строгий  контроль.

В частности, генеральный подрядчик реконструкции межхозяйственного канала К-30 в Мактааральском районе ТОО «Kerneu Limited» согласно производственному графику до 31.08.2019 г. должно было выполнить объем работ на 800 млн.тг, но работа была выполнена лишь на 117,3 млн.тг, отставание от производственного графика – 682,6 млн.тг (неустойка – 682,6 млн.тг).

Аналогично, в 2014-2017 годах график производственных работ с опозданием выполнил генеральный подрядчик ТОО «Бур монтаж Актобе», осуществлявший реконструкцию канала К-28 в Мактааральском районе (332,6 млн.тг). Согласно статьи 43 пункта 13 Закона РК «О госзакупках» договор о государственных закупках должен предусматривать неустойку (штраф, пеню) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору о государственных закупках. Размер неустойки определяется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Но заказчиком данные нарушения не были выявлены своевременно и не были предприняты меры.

Главная цель этих проектов – увеличить коэффициент подачи воды. Но уровень внутрихозяйственного  канала К-30-37 не был рассчитан правильно, проточная вода не поднимается до поливных земель на необходимом уровне (аналогичные нарушения К-30-35, К-30-29, К-30-33, К-30-28). Напомним, речь идет об оросительных каналах Мактааральского района – основного туркестанского производителя хлопчатника, возделывание которого немыслимо без полива.

В результате поверки работ по реконструкции объектов выявлено, что не выполнены работы на 156,6 млн.тг.

ТОО «Шымкент Курылыс Монтаж 2005», которое осуществляет реконструкцию канала К-28 в Мактааральском районе, не забетонировало 1,9 км (участок ПК-86 и ПК-105), не оборудовало 4 перегораживающих сооружения  и 26 штук затворов и водовыпусков (безосновательно перечислено 60 млн.тг за невыполненную работу).

Таким образом, коэффициент подачи воды не увеличился, потому что вода поступает по каналу, где 1,9 км не забетонировано, что приводит к  ее фильтрации.

Наряду с этим выявлены финансовые нарушения на 3329,6 тыс.тг по эксплуатационным мероприятиям для поддержания в технически исправном состоянии  Шардаринского водохранилища (по Шардаринской плотине не выполнена облицовка   бетоном 6,9м³, не выровнена очищенная почва 1320 м³, не установлено 75 метров ограждения на Арнасайской плотине, не проведена облицовка бетоном 10 м³ на рыбно-эксплуатационной станции).

В сфере монополии проверкой установлено, что при распределении поливной воды хозяйствам Туркестанский филиал установил дополнительные административные барьеры. Это превратилось в систематическое нарушение.

В результате крестьянские хозяйства выразили недовольство, они начали жаловаться. Так, в  своем пояснении А. Алимов из села Хайдар Мактааральского района указал, что для того,  чтобы получить воду из канала К-19 через ПК «Хайдар» для полива 1 га земли он платит 2500 тг, а чтобы получить ее с использованием насоса — 6800 тг.

Получается, крестьянские хозяйства покупали воду в два и четыре раза дороже, и филиалом не было предпринято никаких действий.

В частности, в 2019 году филиал заключил договор  о подаче 631,4 м³ воды с 60 сельскохозяйственными производственными кооперативами Мактааральского производственного отделения, стоимость 1м³ воды — 232,96 тенге.

При этом сельскохозяйственные производственные кооперативы собрали со своих членов  за полив каждого гектара по 2500 тг, а в Шардаринском районе — по 4500-6500 тенге.

То есть производственные кооперативы, получая воду от филиала, перепродавали своим членам. А это противозаконно.

Ведь согласно «Удельным нормам водопотребления и водоотведения  в сфере экономики» Комитета ресурсов Минсельхоза РК от 16.06.2017 г. на 1 полив 1 га хозяйства платят 2500 тг, а если они напрямую заключат договор  с филиалом (без посредников в лице СПК), это обойдется им в 1300 тг. Как говорится, почувствуйте разницу…

Добавим, что воду из канала «Достык» крестьянам продавали 4 СПК Мактааральского района, которые не зарегистрированы в качестве субъектов монополии («Агро-су», «Халык су», «Таза-су», «Жебе-1»).

Аналогичная ситуация и в Шардаринском районе, где договора о получении воды с филиалом заключили 24 сельскохозяйственных производственных кооператива.  Так,  20.09.2019г. на встрече  с руководителями хозяйств  сельского округа Алатау батыр в данном районе было озвучено, что  за 1 га сельчане вынуждены платить кооперативам от 4500 до 6500 тг.

Подчеркнем, что по законодательству филиал должен продавать воду хозяйствам без посредников. Таких вопиющих фактов в прокурорском отчете немало. Не будем более утомлять читателя этими тяжелыми цифрами и фактами. Думаем, что в дальнейших публикациях у нас будет еще возможность вернуться к ним.