Крупные компании становятся главными защитниками природы

На модерации Отложенный

Крупные сельские и лесные хозяйства, горнодобывающие и рыболовные предприятия встали на защиту природы во избежание колоссальных последствий в обозримом будущем.

Ученые не перестают бить тревогу. Природа исчезает быстрее, чем люди замечают это. К примеру, в последние сорок лет в Соединенных Штатах сократилась на 30% численность птиц. В Германии исчезло столько же насекомых. С 1970 г. в Великобритании пропали 60% млекопитающих и птиц. В общем в мире, по данным Bloomberg, вымерло треть морских обитателей.

С чем связаны разительные перемены в популяциях животных, насекомых и птиц? Они исчезли на фоне модернизации и расширения производств. Чтобы прокормить мировое население, нужны достойные урожаи сельхозкультур, высокая производительность крупного и мелкого рогатого скота и большие успехи в рыбном промысле. Чтобы население не погибло из-за перебоев тепла, важно добывать и использовать ископаемое топливо. Для этого необходимо развивать и дальше лесное хозяйство и горнодобывающую промышленность.

Больший урон природным ресурсам несут не мелкие производители, а огромные транснациональные компании. В последнее время их многомиллиардные прибыли выглядят как бельмо в глазу у экологов. Они наносят колоссальный ущерб природе.

Если раньше транснациональные компании не очень-то беспокоились из-за причиняемого вреда природе, то сейчас многое изменилось. Они столкнулись с растущим давлением со стороны правительств и инвесторов. От них требуют внедрения устойчивых практик ведения бизнеса, выделяя деньги на эти нужды.

За упадок экологии в мире ответственны не только перечисленные выше четыре отрасли, но и другие. Сто угольных, нефтяных и газовых компаний ведут работы в области производства топлива. Шведский эколог с коллегами провел анализ их прибыли, продаж, долей рынка, экспортных показателей и других данных, сделав в итоге вывод. Своей деятельностью они повинны в 70% выбросов парниковых газов в атмосферу. В сфере производства удобрений всего десять крупных фирм, в сфере производства пестицидов и гербицидов – четыре, а в сфере производства семян – три.

Везде одна и та же ситуация. Есть несколько компаний, которые наносят колоссальный вред природе. К примеру, из-за них истощаются рыбные запасы, ускоряется эрозия почв из-за выращивания сои, какао-бобов, бананов, производства пальмового масла.

Транснациональные компании находятся в наиболее выгодном положении и могут повлиять на происходящее в природе, хотя раньше их участие в решении проблем экологического характера не принесло никаких результатов.

Сейчас же они не только пытаются управлять цепочками своих поставок, чтобы добиться устойчивой прибыли, но и улучшить условия труда для работающего персонала и следовать национальным законам.

В некоторых странах добились успеха в области устойчивого ведения бизнеса крупными фирмами. К примеру, в 2017 г. Франция обязала свои компании предотвращать экологические нарушения и на первое место ставить защиту прав сотрудников, трудящихся на предприятиях, в дочерних фирмах, у поставщиков или субподрядчиков.

Компании изменили свой подход к ведению бизнеса, столкнувшись с финансовыми трудностями. Пенсионные фонды и институциональные инвесторы забирают свои вложения из тех фирм, которые не согласны подчиниться новому подходу. Для этого создаются международные институты. Фирмы, работающие в области рыболовства и добычи полезных ископаемых, присоединяются к платформе действий, принятых ООН. Им выделяют деньги, чтобы защищать морских обитателей.

Десять из тринадцать крупных фирм по производству морепродуктов взяли на себя обязательства по программе Seafood Business for Ocean Stewardship. Они решили сделать свой бизнес более открытым, чтобы сократить незаконный рыбный промысел. Представители индустрии лесного хозяйства пообещали сократить выбросы парниковых газов в атмосферу и внедрить устойчивые методы в свою деятельность. Более 50% общей площади лесов в мире сегодня управляется предприятиями, которые присоединились к международному плану сертификации лесопользования. В 2000 г. в управлении было всего 12% лесов.

По данным шведского эколога и его коллег, в 2018 г. около 30% из примерно 700 крупных мировых компаний включили цели устойчивого развития ООН в свои бизнес-стратегии. Устойчивость – это не модная тенденция для прогрессивных фирм, а центральная цель для представителей многих отраслей промышленности. Стоит надеяться, что движение за «корпоративное управление биосферой» даст куда больший результат, чем призыв к «корпоративной социальной ответственности», которая из благой цели превратилась в скользкий способ для корпораций защитить себя от критики и не изменила ничего. Если это произойдет, то, как сообщает «КазахЗерно.kz», отрасли промышленности, которые были основными вредителями для всех ресурсов Земли, станут их главными защитниками.