Казахстанский бизнес восстанавливает легендарный винзавод Грузии

Восстановление уникального винзавода в Кахетии – часть большого инвестиционного проекта, который совместно реализуют казахстанская компания Kusto Group и грузинская Silk Road Group. После реконструкции производства и прилегающего к нему виноградника, производство вина может вырасти в три раза, а часть продукции выйти на новые рынки, в том числе Казахстан. Корреспондент «КазахЗерно.kz» познакомился с деталями проекта.

Истрия тысячелетий

Истрия виноградарства в Грузии насчитывает шесть тысяч лет. Даже само слово «вино» этимологически связано именно с грузинским языком, а не с итальянским или французским. Более того, все сорта винограда в мире, произрастающие от Греции до Японии, имеют далеких предков из Грузии. 

А вот превращение села Цинандали в центр грузинского виноделия случилось сравнительно недавно, в первой половине 19 века. И связано это с именем князя Александра Чавчавадзе, представителя древнего рода правителей Кахетии.

Князь много лет отдал армейской службе, участвовал в Отечественной войне 1812 года и последовавших затем наполеоновских кампаниях в Европе. В 1817 вернулся в родную Кахетию и в селе Цинандали построил усадьбу в европейском стиле. Рядом с усадьбой Чавчавадзе основал первый винный завод Грузии, использующий европейские технологии. Знаменитое вино «Цинандали» было создано тут.

К сожалению, с годами имение пришло в упадок. Та же участь уже в новое время постигла музей, созданный в 1947 году. Тем не менее, своё очарование этот уголок сохранил.

Как рассказал Еркин Татишев, председатель совета директоров Kusto Group, он попал в Цинандали со своим грузинским бизнес-партнёром несколько лет назад. И не смог не поддаться красоте природы и магии истории. А также – многообещающим перспективам развития. 

 — Влюбиться в это место было просто, — вспомнил бизнесмен. — Тем более что после выпитого местного вина сердца оказались открыты. И мы в партнёрстве с Silk Road Group начали свой проект.

На стол элиты

К настоящему моменту сделано много – восстановлен музей Александра Чавчавадзе (он остался в собственности государства, бизнесмены взяли его в аренду для приведения в порядок). Построена новая гостиница. Но проект реконструкции виноградника и винного завода в самом разгаре.

В советское время ЦК понимало уникальность этого места. Сам завод и его виноградники  на площади в 40 га использовали как показательный объект. Сюда водили туристов, а производство служило для экспериментов и внедрения каких-то передовых методов. Произведенное тут вино не попадало на прилавки, а шло прямиком на столы партийной и советской элиты. 

Но в последние годы все пришло в запустение – и сам завод, и виноградники. Поэтому проект реконструкции пришлось начинать в 2007 году с пересадки виноградников, поскольку все зависит от качества и объема сырья.

— Сейчас у нас одиннадцать видов винограда, и нехарактерные для Кахетии тоже присутствуют, — рассказал Кока Арчвадзе, проектный консультант Silk Road Group. – Например, усахелаури с запада страны. Оттуда же александроули и муджуретули – два вида винограда, из которых делается хванчкара. Конечно, большая часть это настоящие кахетинские виды – саперави, ркацители и так далее. Такое количество разных видов сырья дает нам возможности делать эксперименты, в чем, в принципе, и предназначение этого хозяйства, заложенное еще Александром Чавчавадзе – простор для творчества виноделов.

Сейчас виноград растет на 34,5 га из 40. Плотность посадки небольшая, около 4,5 тыс. лоз на гектар. В Бордо, например, 9 тыс. Это позволяет обеспечить бережное использование земли. К обработкам агрохимией тут также относятся осторожно, применяя их лишь в случае необходимости. Это позволяет обеспечивать экологичность продукта.

К тому же, есть небольшой виноградник на 2,5 га, где растет красный сорт Саперави. Сейчас начата процедура его сертификации под органический стандарт – спрос на органическое вино также есть.

На небольшой площади рядом с заводом высадили и фруктовые деревья, чтобы делать собственную фруктовую водку из сырья высшего качества. Оборудование для перегонки приобретено в Италии. Его же используют для получения чачи – виноградной водки.

Ice wine

Модернизация самого завода была начата в 2014 году. К единственному существовавшему зданию добавилось еще два. К тому времени все прежнее оборудование пришло в негодность – новое купили в Италии. Оно лучшее в мире, уверены виноделы. Дубовые бочки привезли из Франции.

— Александр Чавчавадзе был первым человеком в Грузии, кто начал делать вино по европейской технологии, — рассказал Кока Арчвадзе. – Он использовал бочки из французского дуба, в готовое вино разливал в бутылки, закупоривая португальской пробкой. До этого грузины бутылками не пользовались, используя либо глиняную посуду, либо кожаные бурдюки. Это плохо влияло и на качество вина, и на его вкус. Также и возить его было сложно.

Главный винодел завода сегодня – Давид Майсурадзе, «звезда» этой сферы в Грузии.

По приглашениям он ездит «творить» в соседний Азербайджан и  Италию. Творит и на родине, расширяя ассортимент выпускаемого вина.

Так, недавно в списке появилось игристое вино, впервые произведенное на заводе Чавчавадзе. Оно изготавливается по «дорогой» технологии, добавлением сиропа в вино, а не искусственным газированием, как в бюджетном варианте.

Также у виноделов есть желание производить ice wine, и в позапрошлом году подмороженный виноград впервые использовали как сырье. Правда, потом выяснилось, что для того, чтобы вино считалось «ледяным» в полном смысле этого слова, виноград должен пережить мороз в 7 градусов. Проблема в том, что в последние годы климат все теплеет,  таких холодов в Грузии просто нет. Тем не менее, по вкусу грузинское «мороженное» вино ничем от ice wine не отличается.

— Мы собрали виноград в начале января, но самым сильный мороз был 5 градусов, — рассказал Кока Арчвадзе. — Потепление климата – это вообще беда. Знаете, уже на Скандинавском полуострове, на юге Швеции и в Дании, потеплело настолько, что там начали выращивать виноград и производить вино! Хотя, конечно, наладить производство можно везде. Например, в Японии выпускают отличное вино. Главное – это творческий подход и использование качественного сырья. И конечно мастерство винодела, который должен оставаться художником. Есть, конечно, какие-то законы. Но дело во вкусе — мастер пробует и принимает решение, дозрело вино или нет. Факторов тут много. И это отличает великое вино от просто хорошего – оно сделано не по каким-то нормативам, а по вкусу мастера.

Вкус традиции

Грузины никогда не пили полусладкие и сладкие вины. Дело в традиционной технологии производства, которая позволяет получать только сухое вино. Выглядит она так: после сбора винограда, его давят, сок заливают в огромные амфоры без ручек (квеври), закопанные в землю по самое горлышко. Лучшая емкость квеври – 1,5 тонны, что установлено опытным путем. Форма амфоры такова, что все лишнее либо всплывает вверх, либо оседает вниз. Вино – это то, что к весне отстоялось посредине. Его и откачивают, когда подходит срок. Поскольку сбор винограда проходит осенью, квеври запечатывались до весны. Классика – открывать квеври в марте. Естественно, за это срок весь сахар, содержащийся в винограде, превращался в алкоголь в процессе ферментации. Так и получается традиционное грузинское вино – крепкое и сухое.

— Использование квеври – это самая древняя технология производства вина в мире,- отметил Кока Арчвадзе — Так люди производили вино восемь тысяч лет назад. И сегодня практически каждый грузинский производитель какой-то объем своей продукции выпускает традиционным способом. Мы не исключение.

Еще одна классическая «фишка» традиционного грузинского виноделия — оставлять виноград светлых сортов надолго с кожицей (а не отделять от нее через восемь часов, как требует производство белого вина). В результате, вино приобретает янтарный цвет.

Но конечно, у покупателей есть спрос на сладкие и полусладкие, именно поэтому в рамках завод модернизации и закупил современное оборудование. Это огромные металлические танки, в которых предусмотрена система охлаждения жидким азотом. Благодаря ей процесс ферментации можно остановить в любой момент, не дожидаясь полного перехода сахара в алкоголь.

Цена качества

В Грузии существует государственная система контроля за производством вина, Национальное агентство виноделия. Его специалисты отслеживают соблюдение правил производства, а также совместно с полицией присутствуют при сборе винограда, обозначая объем урожая. И  после этого отслеживается, чтобы объем произведенного вина ему соответствовал. Ведь качественно натуральнее сырье – основа всего. На заводе Цинандали в результате всех работ объем получаемого сырья должен увеличиться в три раза. А значит, потенциальный объем производства можно нарастить с нынешних 100 тыс. бутылок в год до 300 тыс. Но такой цели нет, и, скорее всего, завод этого делать не будет. Главная задача – качество вина, поэтому на собственное производство планируется оставлять только лучший виноград, а все остальное продавать другим заводам.

В настоящий момент вино с завода Александра Чавчавадзе продается в пяти странах — Франции, Швейцарии, Германии, США и Японии. Конечно, производителю хотелось бы расширить географию. В том числе, за счет поставок в Казахстан. Тем более что казахстанский бизнес участвует в инвестиционном проекте.

— Спрос на нашу продукцию есть, но он не массовый: определенным клиентам нужно именно грузинское вино очень высокого качества – это небольшие рестораны и магазины, — отметил Кока Арчвадзе. — Мы этот спрос удовлетворяем. При этом, цена на наше вино самая высокая в Грузии, дороже $10 за бутылку. Но практика показывает, что она вполне конкурентоспособная, поскольку соответствует качеству. К работе с новыми клиентами мы готовы!

Источник: https://kazakh-zerno.net/160304-kazahstanskij-biznes-vosstanavlivaet-legendarnyj-vinzavod-gruzii/

6
1054
0