Госкомпании попросили разрешить им спокойно воровать

На модерации Отложенный

Сначала СПК, потом ОРЦ - а цены все равно растут.

Любят наши чиновники создавать различные дорогостоящие структуры. Для улучшения нашего благосостояния. Что характерно, они, структуры эти, являют собой аббревиатуры обычно из трех букв. И, как правило, работают они тоже… неважно.

Вспомним навскидку историю создания СПК - социально-предпринимательских корпораций, предлагает собкор ИА «КазахЗерно.kz». Они родились в 2007 году, имели множество благих намерений во имя улучшения жизни простого народа. Выделили миллиардные государственные средства. Очень много функций эти СПК как бы выполняли. Одна из главных - обеспечение продовольственной безопасности нашей страны, обеспечение защиты нашего потребителя в самом важном вопросе - продовольственном, чтобы не было роста цен, чтобы не подрывалось материальное благосостояние каждого из нас.

Для обслуживания трех южных областей страны, Кызылординской, Джамбулской и Южно-Казахстанской, была создана СПК «Онтустик». Разместился офис компании в дорогущем новом здании в центре Шымкента. И - понеслась нелегкая. Презентовали проект за проектом, один вычурнее другого: разведение кроликов, строительство зоны отдыха в горах, даже намеревались начать вертолеты сооружать.

Помню, была презентация и огромного овощехранилища в районе железнодорожного вокзала станции Шымкент. Это касательно-таки основной функции СПК: закуп у сельхозпроизводителей продукции и реализация по сниженным ценам. Это, значит, чтобы дать отпор посредникам-хапугам, накручивающим свои цены.

- Первоначально идея создания СПК была самая благая, - делится со мной мыслями чиновник (естественно, на условиях анонимности), стоящий у истоков создания СПК. - Очень часто слышишь недовольство рядовых граждан по поводу роста цен и бездействия по этому поводу государства: мол, почему оно не регулирует цены. Но, дорогие мои, рыночные отношения не разрешают вмешательства даже государства в ценовую политику. Это будет незаконно. Есть спрос - будут и предложения. Это закон рынка. И продавец сам устанавливает цену. Фермеру надо быстро и по выгодной для него цене реализовать полученную продукцию. Ему все равно, кто покупатель -посредник, делающий впоследствии немыслимые накрутки, или государство.

Вот для влияния на цены и создавались СПК: чтобы купить подешевле у фермера, сохранить, а потом по божеской цене продавать гражданам. Но у нас традиционно: хотели как лучше - получили как всегда. Слишком много личных интересов, которые бегут впереди государственных задач. А деньги-то наши с вами налоги, государственные.

Возвращаясь к овощехранилищу в Шымкенте. Хорошее, добротное получилось, оснащенное всем необходимым оборудованием. Но по каким-то причинам в полную мощь оно не заработало. Допустим, купили картофель, а сохранить как следует не смогли. Потом бедным педагогам вместо зарплаты впихивали. Скандал получился жуткий. Справедливости ради, аналогичные ситуации и в других областях случались. Насколько нам известно, это овощехранилище благополучно застопорилось.

Про СПК разговор был и в начале этого года на республиканском уровне, якобы зависли там какие-то миллиарды. Там еще СПК некоторых областей просили бюджетные средства на усушку-утряску хранящихся в хранилищах продуктов. Получается, СПК как бы все еще работают? Так почему же цены активнее их работы растут?

Да, о трех буквах… Тут еще недавно предложили строить ОРЦ - оптово-распределительный центр (ОРЦ), который, по словам инициаторов этой «уникальной затеи», позволит не только удешевить продукцию за счет исключения из цепочки поле - потребитель посредников, но и планировать производство сельскохозяйственной продукции.

Руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития города Шымкента Нуркен Бегулиев рассказал журналистам о том, что ОРЦ позволит избежать участия посредников.

Создается впечатление, что чиновники наши живут не в одном городе, а на разных планетах… Идеи у них почему-то совпадают, а результаты… тоже, в принципе. Скажете нет? Тогда почему же я, живя на крайнем юге страны, в разгар летнего сезона, вынуждена покупать любимую черешню за 1500 тенге за килограмм, когда как всего за 120 км от нас, в соседнем Ташкенте, она продается за 300? Почему пучок из трех веточек укропа стоит у нас 50 тенге? Почему производство мяса растет вместе с ценами?