Дорогие «родственники» Министра

На модерации Отложенный

Сколько «дочек» и «внучек» у «КазАгро», любимого детища экс-министра сельского хозяйства РК Асылжана Мамытбекова? Этим вопросом задались аудиторы Счетного комитета, когда в первой половине нынешнего года попытались найти причины астрономических убытков холдинга - по 120 млрд тенге за оба последних года.

Выяснилось, что с момента создания в состав АО «НУХ «КазАгро» входят семь дочерних организаций, в которых холдингу принадлежат 100% акций: АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» («Продкорпорация»), АО «КазАгроФинанс» («КАФ»); АО «Аграрная кредитная корпорация» («АКК»); АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» («ФФПСХ»); АО «КазАгроПродукт» («КАП»); АО «КазАгроГарант» («КАГ»); «Казагромаркетинг».

При этом, эти структуры в свою очередь являются учредителями еще целого ряда компаний – уже «внучек» для «КазАгро», либо имеют разветвленную сеть представительств. И вся эта прожорливая орда аппетитно сосет государственные (бюджетные) и народные (ЕНПФ и ГФСС) денежки.

Итак, лидером по числу «дочек» оказалась «Продкорпорация», отмечает эксперт ИА «КазахЗерно.kz».  По состоянию 1 января 2019 года она являлась учредителем следующих юридических лиц:

1) АО «Ақ Бидай-Терминал» (доля 75,1026%). В свою очередь АО «Ақ Бидай-Терминал» является участником в ООО «Амирабад Грин Терминал Киш» (Иран) (доля 50%) и ООО «Бакинский зерновой терминал» (Азербайджан) (доля 50%);

2) ТОО «Астық қоймалары» (доля 100%);

3) ТОО «Экспертная аграрная компания» (доля 100%). В свою очередь ТОО «Экспертная аграрная компания» является учредителем в ТОО «Агрофирма «NurAgro» и ТОО «Агрофирма «Astana Agro».

Кроме того, структура «Продкорпорации» включает в себя центральный аппарат, четыре представительства в областях (Акмолинское, Костанайское, Восточно-Казахстанское, Северо-Казахстанское) и одно зарубежное представительство в Китайской Народной Республике.

Что особенно интересно в этой информации – это структура отгрузки зерна. Тема с АО «Ақ Бидай-Терминал» уже набила оскомину (и шишки на лбу) всем экспортерам зерна – в сезон здесь постоянные очереди на отгрузку зерна морем. Терминал давно требует расширения, но оказывается, вместо этого, «КазАгро» успело вложиться в некий терминал в Иране - ООО «Амирабад Грин Терминал Киш». О его существовании до выхода отчета аудиторов мало кто знал в принципе, и для многих трейдеров эта информация стала открытием. И у нее две стороны: во-первых, почему возможности этого терминала, раз он существует, не доступны казахстанским трейдерам? Складывается ощущение, что кто-то просто развивает свой личный бизнес за счет государственных средств холдинга «КазАгро» (как уже не раз бывало в бытность Мамытбекова министром – вспомним Мясной союз Казахстана). Во-вторых, Иран сейчас находится под санкциями США, и вести бизнес в этой стране нужно очень осторожно. Любая ошибка - и вторичные санкции будут наложены на компании или банки самого Казахстана, а то и на всю страну. Кроме того, обстановка в Исламской Республике накаляется час от часу, и любой объект, тем более в стратегически важном порту, может пострадать в случае боевых действий – просто оказаться разрушенным. И в итоге – новые убытки «КазАгро», которые государству придется покрывать из карманов простых граждан.

Но вернемся к «раздутым» от жадности «дочкам» холдинга.

Структуры АО «КАФ» и АО «АКК» одинаковы – они включают в себя центральный аппарат и филиалы в 14 областях. К тому же, «АКК» имеет еще и два городских филиала – в Нур-Султане и Алматы.

Плюс, является соучредителем одной «дочки» - ТОО «Енбек-кредит (доля 6,75%).

Что интересно, «АКК» могла бы вполне выполнять задачу «КАФ» по лизингу – такой вид деятельности обозначен в ее учредительных документах. А значит, можно было бы в два раза снизить расходы на содержание прожорливых структур. Но поскольку «КазАгро» бюджетные средства не считал и не экономил, никому такое и в голову не пришло. И аудитом было установлено, что из предусмотренных восьми основных видов деятельности АО «АКК», по 2 видам (осуществление лизинговой деятельности и холдинговой деятельности) работы не проводились.

Структура АО «ФФПСХ» также очень широкая. Она включает аж 23 «дочки» -  ТОО «МКО «Жигер Есиль» (доля 41,6%), 22 микро-кредитных организации (доля 49%). Плюс к тому, 14 филиалов в областях.

Структура «КАГ» также предполагает содержание представительств в 14 в областных центрах.

В отношении этих «региональных ячеек» вопрос вообще непонятный: в то время как везде говорится о необходимости максимальной цифровизации, внедрения электронного оборота документов и сведения к минимуму контактов заемщиков с сотрудниками кредитующих организаций, какой смысл держать филиалы с «живыми» людьми? Почему не водятся дистанционные сервисы подачи заявок, что позволило бы обрабатывать все поступающие обращения в центральном аппарате, отказавшись от расходования огромных средств на представительства в областях? Ответ очевиден, и его уже огласил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства: холдингом руководили непрофессионально, не экономили деньги, в результате чего цели  не достигались, задачи не выполнялись, а долги росли, как на дрожжах.

Что не удивительно – ведь создателю всего этого квазигосударственного монстра, Асылжану Мамытбекову, нужна была структура по «прокручиванию» бюджетных денге, а не эффективно действующий механизм поддержки и развития АПК РК.

А как себя чувствуют «дочки» холдинга «КазАгро», когда их отталкивают от государственной кормушки? Очень и очень незавидно. Это подтверждает пример АО «КазАгроПродукт» («КАП»), которое было создано для  развития внутреннего рынка животноводческой продукции и роста ее экспортного потенциала.

Так вот, аудитом установлено, что из предусмотренных 12 основных видов деятельности АО «КАП», по 9 видам не работало вообще!  

То есть, НЕ занималось ни развитием инфраструктуры экспорта сельскохозяйственных животных; ни закупочными операциями и ценовыми интервенциями сырья и продукции животного происхождения; ни импортом сырья и продукции животного происхождения; ни приобретением специализированного автотранспорта, технологического оборудования по переработке и хранению сырья и продукции животного происхождения; ни предоставлением в лизинг и/или аренду оборудования по переработке и хранению сырья и продукции животного происхождения; ни инвестиционной деятельностью в животноводстве; ни участием в совместной деятельности при организации производства, заготовки, переработки и реализации сырья, продукции животного происхождения; ни участием в формировании и продвижении казахстанского бренда сырья и продукции животного происхождения;

Как вы думаете, что стало причиной такого провала? Аудиторы их установили:

«Причинами невыполнения основных видов деятельности является передача АО «КАП» в конкурентную среду в приоритетном порядке согласно постановлению Правительства РК от 30 декабря 2015 года №1141 «О некоторых вопросах приватизации на 2016-2020 годы», - сказано в отчете.

То же самое будет и со всем холдингом «КазАгро», как только государство перестанет вливать в него сотни миллиардов тенге: созданная Мамытбековым конструкция развалится. И похоронит под собой все сельское хозяйство страны.