Более 300 западных брендов одежды и ритейлеров бойкотируют узбекский хлопок

На модерации Отложенный

Узбекистан на пороге серьезного реформирования хлопковой отрасли. В будущем сборщики хлопка-сырца будут получать зарплату. Среди них не останется «случайных» людей, т.е. принужденных работать бесплатно на полях.

Яркое солнце украшает безоблачное голубое небо. На полях среди зеленой листвы проглядывают открытые белые коробочки. Едва заметив их, тотчас же понимают: в тени заснеженных гор в Ферганской долине, в самом сердце Центральной Азии, разворачивается уборочная кампания по хлопку-сырцу. У узбекских властей большие планы на его урожай. После сбора переработают его в пряжу и продадут известным производителям одежды. Они произведут из нее футболки и юбки и прославят страну на весь мир.

По состоянию дел на сегодняшний день Узбекистан – седьмой по величине производитель хлопка в мире, но грезит о таком же успехе в производстве, как у Китая, Вьетнама, Бангладеш.

В период с 2014 по 2018 гг. объем производства в швейной промышленности Узбекистана вырос на 80%. Это привело к неминуемому снижению объемов экспорта хлопка-сырца. Фермеры отправляют на переработку собранный урожай хлопка-сырца. Там превращают его в пряжу, а из нее впоследствии шьют одежду.

Если в 2016 г. Узбекистан направлял на экспорт 50% произведенного хлопка-сырца, то в 2018 г. – лишь 16%. Узбекские текстильные фабрики получают 720 тыс. тонн хлопка в год, перерабатывая почти все, что выращивают на полях фермеры.

С 2020 г. Узбекистан хочет прекратить экспорт хлопка-сырца вообще. Как узнало «КазахЗерно.kz» у главы Ассоциации текстильной и швейной промышленности, вместо экспорта хлопка-сырца в другие страны будут перерабатывать его на узбекских предприятиях. К 2025 г. страна хочет нарастить на 340% экспорт хлопковой пряжи до 20 млрд. долларов.

Планы узбекских властей выглядят оптимистичными, но они могут провалиться. Почему? Дело в том, что у Узбекистана проблема с имиджем. Более трехсот западных брендов одежды и розничных ее производителей (в том числе такие международные гиганты, как Nike, Disney и Walmart) бойкотируют узбекский хлопок. Это происходит в знак протеста против массовой организованной государством системы принудительного труда. Ее применяли, чтобы заставить народ принудительно собирать хлопок-сырец. Сейчас такая система постепенно уходит в прошлое, но все равно текстиль экспортируют не самым богатым и прибыльным клиентам в Европу, а отгружают в государства экс-СССР и азиатские страны.

Примечательно, что принуждение к сбору урожая хлопка-сырца в Узбекистане – это наследие советской эпохи. В Советском Союзе урожай с/х культур, в частности картофеля и свеклы, всегда заставляли убирать школьников, госслужащих и врачей. Сейчас в Узбекистане искореняют эту традицию. Шавкат Мирзиёев третий год своего президентства тратит на то, чтобы реформировать хлопковую промышленность.

Шавкат Мирзиёев пришел к власти, когда умер Ислам Каримов. Ислам Каримов – лидер, который правил Узбекистаном с тех пор, как в 1991 г. страна стала независимой от Советского Союза. Ислам Каримов заставлял людей работать на полях и поддерживал монополию правительства на торговлю хлопком. Фермеры выращивали определенное количество хлопка, которое можно было продать только государству и по фиксированной цене. Многие по-прежнему работают по этой системе из-за боязни потерять землю, данную государством в аренду, если они не сдадут ему определенный объем хлопка.

С приходом к власти нового лидера ситуация в хлопковой промышленности изменилась. Хлопководы получили разрешение на продажу урожая хлопка-сырца частным предприятиям по выгодной для обоих сторон цене. Между тем, у них пока мало возможностей, чтобы находить желающих купить хлопок-сырец.

Так считают аналитики. Нельзя избавиться от принудительного труда в отрасли в одночасье. Нельзя быстро приобщить хлопководов к новым условиям торговли. Ожидается, что окончательно все квоты и госзакупки исчезнут в 2023 г.

По словам куратора хлопководства в Ферганской долине в крупной текстильной компании Узбекистана Uztex, происходящее в хлопковой отрасли сегодня – это самая «настоящая революция». Работа не на государство, а продажа хлопка-сырца напрямую текстильным предприятиям – это «огромный плюс».

На одном из десяти заводов компании Uztex на окраине Ташкента хлопок укладывают в мохнатые тюки. На нем превращают его в пряжу, а ее впоследствии – в носки, футболки, постельное белье, полотенца и т.д. в одной из сорока пяти стран мира, куда она может быть экспортирована. Завод демонстрирует на весь мир, как обращаются с сотрудниками. Они получают в семь раз больше по стране минимальной зарплаты и бесплатное медобслуживание.

По-другому относится к сборщикам хлопка и правительство. По всей стране везде развешаны плакаты: «Вас заставляют собирать хлопок и Вы работаете в другой отрасли? Звоните!». Позвонив по телефону «горячей линии», можно сообщить о злоупотреблении. Те, кто будут виновными в нем из числа чиновников, будут оштрафованы или уволены. «Мы собираемся полностью искоренить «позор», — заявляет Economist со ссылкой на министра труда Узбекистана. Он был в числе тех, кого заставляли собирать хлопок-сырец в студенческие годы.

С 2017 г. в стране подняли зарплату сборщикам на более чем 70%, но продолжают действовать некоторые оговорки на сбор. За час они должны собрать до 10 кг хлопка-сырца, чтобы получить доллар. Это ставит их в один ряд с людьми, выполняющими самую «черную работу» по стране. Принудительный труд по-прежнему распространен, но уже не является «системным», — подчеркивает Международная организация труда, которая следит за прогрессом в хлопковой отрасли с разрешения Узбекистана.

Ряд чиновников по-прежнему заставляет собирать хлопок-сырец госслужащих, студентов и врачей. Его сбор для них – гражданская обязанность. Как правило, так обстоят дела в удаленных от столицы Узбекистана регионах. За его сбор даже поощряют, но не деньгами, а подарками. К примеру, в сентябре 2019 г. бюрократы наградили 92-летнюю женщину за то, что она собрала 70 кг хлопка. Чиновники на местах боятся, что их обвинят в том, что квота не выполнена. Это толкает их на принуждение людей к работе на полях.

Во время узбекско-германского форума по правам человека получили жалобы от работников госсектора и частных фирм. Они жаловались на то, что их принудили присоединиться к сбору урожая в 2019 г. или заплатить за сборщиков. Производители одежды перестанут бойкотировать узбекский хлопок тогда, когда подобных жалоб поступать не будет.

Ранее министр труда Узбекистана встречался с организацией, отстаивающей права трудящихся. Они вместе разговаривали о грядущем реформировании отрасли за чашкой чая. Среди присутствующих активистов был экс-политзаключенный. Он одиннадцать лет провел в лагере Яслик. Два года назад власти приказали освободить его, а сам лагерь закрыть.

Члены правительства и активисты надеются, что реформу удастся провести. Впереди приватизация, а она позволит ослабить давление на чиновников с низким уровнем дохода. Это также поспособствует отпусканию цен на хлопок в «свободное плавание». Они могут сильно вырасти и тогда смогут привлекать сборщиков на платной основе без принуждения. По крайней мере, завод Uztex уже готов быть другим.