Потусторонние соседи человека

На модерации Отложенный

История знает немало примеров, когда боги не только умерших, но и существующих религий в вероисповедании других народов превращаются в демонов

Мы привыкли чертыхаться и божиться, почти не задумываясь над тем, имя какой из двух мировых сил в очередной раз беспечно слетело с нашего языка в будничной раздраженной спешке. А может быть, это не просто бытовая черта нашего времени? Может быть, подсознанию изначально не присуще разделять по этическому принципу всё, что человек не в силах поставить под контроль своего разума? Э

то косвенно подтверждается примерами из жизни первобытных народов, часть из которых поклоняется злым демонам. Но, с другой стороны, первобытность, она на то и первобытность, что в ней действует принцип - кто сильнее, тот и прав. Вероятно, ограничение этого правила моральными нормами, отстаивающими сторону слабого, и есть истинная граница между человеком и животным. Но в таком случае, возникает вопрос о сущности нашей свободы: принимаем ли мы нравственные нормы добровольно или за этим стоит просто боязнь новой силы - благого Бога?

На наш взгляд, в христианстве это один из самых важных вопросов, который всеми силами и во все времена старались обойти стороной. Действительно ли свободен человек? Ведь его право выбора между «широкими» и «узкими» вратами жизненной стратегии исчезает вместе с выходом души из тела - дальше приходится платить по всем счетам. Это ли свобода, провозглашенная Христом? Вероятно, о ней можно было бы говорить лишь при условии отсутствия наказания для тех, кто сознательно не открыл двери своего сердца на стук Иисуса. По крайней мере, мир избавился бы от ханжества.

О возможном отсутствии границы между миром «белых» и «черных» сущностей, предполагающем даже прощение Дьявола в конце времен, осмеливались говорить очень немногие. На ум, пожалуй, приходят только Ориген (Ωριγένης, Origenes Adamantius, ок. 185-254) и Сведенборг (Emanuel Swedenborg, 1688-1772). Обоих объявили сумасшедшими.