"Осторожно, люди!" - Помни о смерти...

На модерации Отложенный

Старшее поколение потихоньку уходит. В некрологах отмечают достижения от нас ушедшего и сообщают — где он будет похоронен. Название кладбища, как мне кажется, напрямую связано с заслугами покойного. Тут есть тоже своеобразная табель о рангах, вершина которой —  это ниша для праха в кремлевской стене. 

Посещая многочисленные английские церкви и соборы, видишь, что такая табель была, да и до сих пор есть, на британской земле. Особо заслуженных граждан, тех, кто к тому же щедро жертвовал на нужды прихода, хоронили внутри, в склепе под полом, накрывая вечный покой большой каменной плитой. Шли годы, прихожане шаркали ногами по этим плитам, стачивая камень так, что иной раз даже и букв с именем захороненного не разобрать.

Внутри церкви тоже не все равны. Люди исторические, государственной важности, лежат у алтаря, а то и вовсе за ним. Тут уж никто не тронет, не побеспокоит. Сегодняшняя «Таймс» пишет о таком склепе в Магдебургском Соборе в Германии. Вскрыли захоронение архиепископа Вихмана фон Зибурга. Он был сподвижником и советником Императора Священной Римской империи Фредерика Барбароссы. Вихмана Фон Зибурга никто не беспокоил 800 лет.

К вскрытию тщетельно подготовились. Археологги облачились в защитные бактериологические костюмы и обувь, надели маски с фильтром, волосы убрали под сетки. Беспокойство специалистов можно понять. Они помнят, как в 1973 году в Кракове открывали склеп 15 века, где покоился король Казимир IV. Там масок и костюмов икто не надевал, так через четыре дня умерло четверо исследователей, а еще через несколько дней остальные шесть.

Все они отравились ядовитыми спорами, которые вдохнули, открыв могильный камень.

Такая же судьба постигла Лорда Карнарвона и егго товарищей-египтологов после вскрытия саркофага Тутанхамона. В Магдебурге ученым открылась замечательная картина — хорошо сохранившийся скелет, с остатками бровей, на ногах — расшитые золотом сандалии.

В связи с открытием, в буквальном смысле, историки напоминают нам о личности Архиепископа.  Умер в 1192 году, это примерно время когда Новгород-Северский князь Игорь Святославович ходил против половцев, как описано в «Слово о полку Игореве». Мне там особоенно нравились строки «Яр туре Всеволоде! Стоиши на борони, прыщеши на вои стрелами, гремлеши о шеломы мечи харалужными». Или, в переводе на современный русский «Яр-тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными».

Так вот Архиепископ Вихман фон Зибург о шлемы мечом стучал изрядно, ходил в крестовые походы с Барбароссой, хотя и на дипломатической работе тоже был. Например участвовал в заключении Венецианского мирного договора с папой Александром Третьим. Учился в Париже, крестил поляков в христианство, установил свою колонию в Бранденбурге, в Магдебурге и Лейпциге построил соборы. Даже валюту свою выпускал.

Важный человек, такого только в соборе и хоронить. Хотя бы с тем, чтобы 800 лет спустя открыли, написали, по радио передали.