Латинская Америка: сильные позиции «слабого» пола

На модерации Отложенный

Временные итоги подводит Эмиль Дабагян.

В отличие от России, в большинстве латиноамериканских стран 8 марта не отмечается как государственный праздник. Тем не менее, проблема гендерного равенства там находится в центре внимания общества и власти. Практически повсюду представительницы прекрасного пола играют значительную роль в большой политике, на равных конкурируют с мужчинами, активно выдвигаются на самые высокие посты, успешно штурмуют вершины политического Олимпа. Наиболее свежий пример - это безоговорочный триумф Лауры Чинчильи на президентских выборах 7 февраля нынешнего года в Коста-Рике. Она была выдвинута правящей партией Национальное освобождение и в первом же туре легко одолела пятерых своих соперников-мужчин. Лаура Чинчилья - политолог, замужем, имеет сына, уточняет, что не является феминисткой и будет заботиться обо всех гражданах. Она станет первым президентом-женщиной в этой стране 8 мая.

А вот Мишель Бачелет, первая женщина на вершине пирамиды власти в Чили, сдает полномочия буквально на днях, 11 марта. Это по-своему уникальная личность заслуживает пристального внимания. Дочь авиационного генерала, конституционалиста, репрессированного при режиме Аугусто Пиночета, сама испытала ужасы застенков. Позднее с матерью эмигрировала, долгое время жила в ГДР, где окончила престижный Университет Гумбольдта по специальности медицина. Она полиглот. Помимо испанского, владеет английским, французским, немецким, изъясняется и на русском языке.

По возвращении на родину, поработав врачом в низовом звене, вступила в Социалистическую партию, включилась в политическую деятельность. В 2003 году стала министром здравоохранения, а позднее руководителем оборонного ведомства. Это стало своеобразной сенсацией для страны, которая сравнительно недавно избавилась от 17-летней военной диктатуры. Наконец, в 2006 году ее избрали главой государства. Кстати, тогда партии, входившие в правящую коалицию, для участия в праймериз выдвинули двух дам. Причем они находились в приятельских отношениях друг с другом, бок-о-бок трудились в правительства. Впоследствии одна из них сняла кандидатуру, осознав, что преимущество соперницы становится бесспорным.

Тот факт, что к управлению пришла мать троих детей от разных мужей, к тому же атеистка, послужил неопровержимым свидетельством кардинальных сдвигов в настроениях избирателей этой страны, где необычайно сильны позиции католической церкви.

Отработав четыре года на высшем посту, Мишель Бачелет передает свои полномочия преемнику, миллиардеру Себастьяну Пиньере, которого она одолела во втором туре предыдущего электорального цикла. Важно отметить, что к моменту выборов, в которых Бачелет уже не могла участвовать, ее рейтинг зашкаливал, превысив 80 пунктов поддержки. Если бы она выставилась на второй срок, шансы на победу были бы очень серьезны. Но Основной закон не позволяет этого, и она уходит с гордо поднятой головой. И кто знает, может быть когда-нибудь она еще раз попытается сразиться за высший пост.

В соседней Аргентине президентство Кристины Фернанадес, избранной на этот пост 10 декабря 2007 года, пока продолжается. Злые языки судачат, что возвышением она обязана супругу Нестору Киршнеру, занимавшему должность главы государства с мая 2003 года. Казалось бы, для этого имеются веские основания. Ведь формально власть она получила из его рук. Многие россияне убеждены, что именно на родине танго удалось претворить в жизнь идею выдвижения Людмилы Путиной кандидатом в президенты, озвученную в свое время женщинами Владивостока.

Представляется, что параллели с Аргентиной в данном случае некорректны. Политическая карьера Кристины Фернандес началась задолго до того, как в нее включился супруг. Они познакомились в студенческие годы, вместе состояли в молодежной организации влиятельной Хустисиалистской (перонистской) партии. После свадьбы переехала на родину супруга, в отдаленную провинцию Санта-Крус. К моменту его избрания президентом она уже являлась сенатором, обрела самостоятельный вес, активно содействовала продвижению президентских инициатив. В парламенте зарекомендовала себя последовательным борцом за права человека и равноправие женщин. Без ее участия не принималось практически ни одно значимое решение правительства. Она даже обзавелась собственным кабинетом в Розовом доме, что вызвало недовольство оппозиции.

Звездным часом Кристины стал 2005 год. Тогда на выборах в сенат от провинции Буэнос-Айрес она обошла грозную соперницу Хильду Гонсалес, спутницу жизни временного президента Нестора Дуальде (2002-2003 гг.). Американский журнал «Time», публикуя материал о Кристине Фернандес, назвал ее латиноамериканской Хилари Клинтон. Билборды с изображением двух дам красовались повсюду. Все это завершилось убедительной, ни у кого не вызвавшей сомнений победой в первом же туре.

Активная роль женщин в политике органически вписывается в аргентинскую традицию. Неимоверной популярностью в 50-ые годы XX столетия пользовалась Эва Дуарте, супруга Хуана Доминго Перона, основателя и лидера Хустисиалистской (перонистской) партии, дважды бывшего президентом страны. Эвита, как ее ласково называли простые люди, играла огромную роль в мобилизации масс на поддержку начинаний власти. Ее смерть в молодом возрасте повергла народ в траур, а похороны превратились в манифестацию признательности и любви к ней. Анализу феномена Эвиты посвящено немалое количество произведений, принадлежащих, в том числе, перу российских авторов. Другая жена Перрона, Исабель Мартинес, являлась вице-президентом, а после кончины мужа в 1974 году заняла должность главы государства. В течение 33 месяцев она управляла страной. В марте 1976 года ее свергли военные.

Возвращаясь в день сегодняшний, заметим, что второе место на президентских выборах 2007 года завоевала еще одна представительница «слабого пола» Элиза Каррио, вторично штурмовавшая вершину власти. Она заручилась поддержкой 23% избирателей. Среди претендентов на высший пост значилась еще одна дама. Кстати, Аргентина - своеобразный лидер по числу женщин, игравших немалую роль в политической жизни.

Но эти две страны отнюдь не исключение.

В Панаме, расположенной на перешейке, связывающем Северную и Южную Америки, президентом в 1999 году со второй попытки была избрана женщина, вдова экс-президента Арнульфо Ариаса, Мирея Москосо, находившаяся у руля правления полный конституционный срок, 5 лет. В Боливии, являющейся своеобразным чемпионом континента по числу переворотов, с ноября 1979 по июль 1980 года пост временного главы государства занимала Лидия Гейлер Техада. Она вступила в должность в момент острого политического кризиса, будучи председателем нижней палаты парламента. На Гаити в 1990 году временно из рук военных получила власть Эрта Паскуаль Труильо. При ней были подготовлены условия для проведения первых в истории страны демократических выборов. Бывали и курьезные ситуации. Так, например, Росалия Артеага находилась у власти всего шесть дней после смещения главы государства Абдалы Букарама по причине его умственной неполноценности.

В 2004 году президентские амбиции появились у Марты Саагун, первой леди Мексики. Она собиралась выдвинуться, но муж охладил ее пыл. Супруга отказалась от своих намерений, но при этом заявила, что настало время для избрания женщины главой государства.

В ходе упорной борьбы на всеобщих выборах 2006 года в Перу была близка к успеху выдвиженка социал-христианской партии Лурдес Флорес. В первом туре она лишь на микроскопические доли процента уступила Алану Гарсиа, который затем, аккумулировав голоса демократически настроенных граждан, нанес поражение левому радикалу. При ином раскладе победительницей наверняка стала бы Лурдес Флорес, вторично баллотировавшаяся на высший пост. Упорства ей не занимать, и она вновь может повторить попытку. Любопытно, что, говоря о неизбежных переменах, претендентка ссылалась на пример соседней Чили.

На президентских выборах 1990 года в Никарагуа убедительную победу над сандинистами одержала Виолета Барриос де Чаморро, вдова видного оппозиционного журналиста и политика Педро Хоакина Чаморро, убитого в годы диктатуры. Она находилась у руля правления шесть лет, сумела добиться прочного мира после периода нестабильности, гражданских войн и международной изоляции, консолидировать общество, разочарованное в сандинистской революции.

Примечательно, что власти ряда стран пытаются законодательно стимулировать активную роль женщин в политике. В Мексике, например, в 2002 году был обнародован законопроект, одобренный Национальным конгрессом, предусматривающий, что не менее 30% кандидатов от любой политической партии на выборах в местные и федеральные органы власти должны составлять представительницы прекрасного пола. «Это действительно шаг вперед в борьбе против культурного и политического притеснения женщин», - подчеркивала Консепсьон Гонсалес, руководитель Комиссии палаты депутатов по справедливости и равенству возможностей. Ожидания законодательницы оказались слишком завышенными. На первых порах они оправдались лишь частично. Но главное, «процесс пошел» и его уже не остановить. Другой попыткой подвести под этот вопрос институциональную базу явился декрет бывшего президента Венесуэлы Рафаэля Кальдеры об обязательном включении в партийные списки не менее 30% женщин, появившийся накануне парламентских выборов 1998 года. Ныне речь идет о том, чтобы везде принять аналогичные законы.

Сегодня в Венесуэле представительницы прекрасного пола Силия Флорес и Дезире Сантос Амарал занимают должности председателя и первого заместителя председателя Национальной ассамблеи, Тибисай Лусена возглавляет Национальный избирательный совет, а Луиза Эстела Моралес является председателем Верховного трибунала юстиции. После празднования Международного женского дня в 2008 году в структурах власти было создано специальное министерство по делам женщин. Портфель руководителя ведомства, естественно, получила представительница прекрасного пола Мария Леон.

В соседней Колумбии сенат Национального конгресса в настоящее время возглавляет Нанси Патрисиа Гутьеррес. В Уругвае в результате выборов 2009 года обеими палатами Генеральной ассамблее руководят представительницы прекрасного пола.

В Перу после парламентских выборов 2000 года кресло председателя Конгресса Республики занимала Марта Хильдебрант. В 2003 году представительница прекрасного пола Беатрис Мерино являлась премьер-министром этой страны. До мая 2002 года Законодательную ассамблею Коста-Рики также возглавляла женщина. Находясь в этой должности, она побывала в России по приглашению парламента. Позднее вице-президентом этой республики избиралась Мария Линет Саборио.

Повсюду стало привычным назначать женщин на должности министров. Причем, как мы уже видели, не только здравоохранения или просвещения. Нередко представительницы «слабого пола» становились министрами обороны, причем гражданскими. Это происходило помимо упомянутой ситуации в Чили, также в Колумбии, Эквадоре, Уругвае и ряде других стран.

Такова мозаичная панорама, дающая представление о роли «слабого пола» в большой политике континента. Раньше этот регион был известен как заповедник мачизма, говоря иными словами, мужского шовинизма, где в прямой либо косвенной форме существовала дискриминация женщин. Повсюду на политической арене до недавнего времени доминировали представители «сильного пола», не желавшие поступиться монополией. Сегодня налицо растущая тенденция выдвижения на руководящие роли в высших эшелонах власти женщин.

В заключение самая последняя новость. В Бразилии 20 февраля 2010 года состоялся IV съезд правящей Партии трудящихся. Делегаты официально выдвинули кандидатом на предстоящих в октябре всеобщих выборах опытного экономиста Дилму Руссеф, которая хорошо зарекомендовала себя в должности министра энергетики и на посту руководителя президентской администрации. Это человек непростой судьбы. Она участвовала в вооруженном сопротивлении военному режиму, сидела в тюрьме, подвергалась пыткам. Перенесла тяжелую болезнь. В случае успеха она станет первой женщиной на высшем государственном посту в этой крупнейшей по территории и численности населения страны континента.