Китайцы построят в Москве восемь чайна-таунов

Эксперты рынка недвижимости определили районы Москвы, где превалирует количество жителей одной национальности. Некоторые из этих районов через 7–10 лет могут полностью превратиться в национальные анклавы.

«Несмотря на заявления чиновников, районы Москвы разделились по национальному признаку, и уже сейчас можно с точностью определить, где арендуют и покупают квартиры, к примеру, азербайджанцы, китайцы и многочисленные представители других национальностей»,— заявляют, ссылаясь на собственную статистику, специалисты исследовательской компании «ГдеЭтотДом.РУ».

Китаец ЮВАО и его друзья

По их мнению, в Москве медленно, но верно появляются места компактного проживания людей с разными культурами, традициями, цветом кожи и вероисповеданиями. А это ведет к формированию национальных кластеров внутри городской черты. И сколько бы чиновники не отрицали того, что районы столицы начинают заселяться по национальному признаку— этот процесс уже необратим.

В качестве подкрепления своей теории исследователи рынка жилья используют официальную статистику УФМС. Судя по цифрам, приводимом в релизе, за первые четыре месяца 2010 года в столице встали на миграционный учет 571 тыс. иностранных граждан. За весь 2009 год их количество составило почти 1,8 млн человек, а в 2008-м— 1,07 млн.

Национальные признаки

Специалисты «ГдеЭтотДом.РУ» определили будущие национальные анклавы Москвы

Армянская диаспора— Солнцево, Юго-Западная;

Грузинская диаспора— Марьина Роща, Тимирязево, Арбатская;

Азербайджанская диаспора— Гольяново, Черкизовская, Измайловская, Люблино, Братиславская;

Северокавказская диаспора (дагестанцы, карачаевцы, осетины)— Царицыно, Кантемировская;

Китайско-вьетнамский анклав— Очаково, Автозаводская, Семеновская, Измайловская, Люблино, Домодедовская, Савеловская, Текстильщики;

Киргизско-таджикский анклав— Белорусская, Перово, Авиамоторная, Новогиреево;

Корейская диаспора— Алтуфьево, Бибирево;

Африканская диаспора— Беляево, Калужская, Коньково.

Таким образом, за последние два года количество приезжающих в столицу России увеличилось более чем на 700 тыс. человек. Помимо этого, в столицу едут и российские граждане из различных регионов страны. Так, в прошлом году таковых было 1,23 млн человек, а в текущем году количество трудовых мигрантов из российских регионов, осевших в Москве, составляет уже более 400 тыс. человек.

«Если ситуация с иностранцами за последние годы стала более прозрачной и основная масса приезжих в столицу из других государств действительно становится на учет, то относительно граждан России статистика не столь понятна. Множество приезжих в Москву из других регионов вообще никогда не регистрируются в столице»,— уверяют составители отчета.

Коровинские перспективы

По данным «ГдеЭтотДом.РУ», в 2009 году на долю приезжих приходилось около 90% всего спроса в сегменте аренды квартир, а на жителей столицы— только 10%.

Приезжие предпочитают селиться там, где уже живут родственники, друзья или соотечественники. Многие из них потом покупают квартиры в тех же самых районах. В качестве яркого примера называется поселок Востряково, который до начала 1990-х ничем не выделялся на фоне других 9–12-этажек с видом на МКАД. Но самый драматический из эпизодов крушения СССР— армяно-азербайджанская война— круто изменил судьбу именно этого квартала столицы. Столичные власти отдали несколько домов для бакинских и карабахских беженцев и почти сразу же получили крупный очаг этнической напряженности. «Востряково— единственный район Москвы, где именно социально-этнический конфликт привел к снижению стоимости недвижимости, то есть реализовался сценарий лондонских и парижских национальных окраин»,— говорят специалисты «ГдеЭтотДом.РУ».

Эксперты компании Гдеэтотдом.ру считают , что в ближайшие десять  лет в Москве появятся национальные районы.

Еще один пример— район Коровино, называемый в народе проспектом Му-Му.
Самые дешевые квартиры в Северном округе находятся в пятиэтажках Бескудниково. На цены недвижимости влияют все возможные факторы: серьезные проблемы с транспортным сообщением (ведь все районы вдоль Дмитровского и Коровинского шоссе отрезаны от города железнодорожными ветками) и достаточно сложный социальный состав района. В Бескудниково, по данным экспертов, в конце 1970-х (когда в городе наводили порядок перед Олимпиадой) расселили жителей одного из самых неспокойных районов послевоенной Москвы— Марьиной рощи. А сейчас в сносимые пятиэтажки массово вселяются гастарбайтеры из южных республик.

«Московским властям впору задуматься над созданием свода правил поведения для каждого отдельного района»,— резюмируют эксперты, подразумевая недавнюю инициативу по созданию «кодекса москвича».

Богатые иностранцы выбрали свои районы

Свои диаспоры появились и в дорогих столичных районах. Наталья Кац, директор компании «Усадьба», рассказывает: «Хотя в современной Москве нет Чайна-тауна, нет Латинского квартала, но, к примеру, в нашу компанию часто обращаются московские грузины с просьбой найти жилье в районе Грузинского посольства (консульский отдел. — Прим. ред.) на Остоженке».

У иностранных арендаторов существуют определенные стереотипы и представления. Иностранцы обычно привязаны к определенным районам, которые не просто удобны им с точки зрения транспортной доступности, но и пользуются славой респектабельных и благополучных. Это в первую очередь Патриаршие Пруды, Тверская, Остоженка, Арбат, Плющиха, Ленинский проспект.

Москва похожа на компот из национальностей

Оппоненты очередной кластерной теории на рынке недвижимости называют ее радикальной и слишком мрачной. По словам Андрея Бекетова, руководителя проекта АРН, это всего лишь исторически сложившееся желание людей одной национальности проживать компактно и вместе. Само общество организуется в такие анклавы.

«Бывает, что процентное соотношение людей одной из национальностей внутри столичных районов становится выше, но в целом это ненамного меняет национальную картину. Скорее, в Москве деление идет по производственному признаку, чем по этническому»,— рассуждает Бекетов, приводя в качестве примера расселение азербайджанцев, таджиков, китайцев в районе Черкизона. Точно так же можно, по его мнению, сказать, что вокруг ЗИЛа селятся одни русские.

«Например, Гарлем сформировался по расово-национальному признаку. А у нас работодатели зачастую сами селят приезжих сотрудников близко к работе. Всем удобно, и иностранцу не приходится плутать по Москве, застревая в пробках. Захлопнул дверь дома и тут же вошел в цех»,— говорит эксперт.

Как заметил GZT.RU Валерий Прокопьев, представитель агентства недвижимости МИАН, для арендаторов самых дешевых квартир экономкласса решающим аргументом является доступная цена, а не район проживания и качественные характеристики квартиры. Такие предложения есть во всех округах Москвы, кроме ЦАО. Поэтому, по мнению Прокопьева, говорить о наличии «специальных районов» для трудовых мигрантов некорректно.

С другой стороны, Прокопьев согласен с тем, что значительную часть спроса на рынке аренды жилья в московском регионе формируют приезжие из провинции. Правда, по его данным, в Москве соотношение арендаторов среди москвичей и приезжих в среднем составляет 50 на 50%.

По словам Кочеткова, независимого аналитика рынка недвижимости, у Москвы нет никаких шансов повторить сценарий Парижа или Лондона, с их жестким разделением спальных районов по национальному признаку.

«Строительство в столице сейчас исключительно точечное, поэтому в каждом районе происходит „замешивание“ национальных слоев, в итоге получается компот из национальностей. Где-то приезжих больше, где-то меньше», — подчеркивает Кочетков.

Источник: http://www.gzt.ru/topnews/realty/-kitaitsy-postroyat-v-moskve-vosemj-chaina-taunov-/310720.html?subscribename=gzt1

2
205
3