Почему бегут из нашего "рая"?

Почему сотни тысяч россиян ежегодно навсегда покидают свою страну в поисках счастья на Западе, а вот из "загнивающего" капитализма к нам не стремятся на постоянное проживание?

В середине 1970-х я впервые побывал в Берлине, не в "федеральном", а в "демократическом", то есть в Восточном, столице ГДР. Было заметно, что восточные немцы живут лучше победителей – советских людей, лучше меня, лучше моих родственников и соседей. Но к этому выводу я был готов. Меня больше поразило другое. В Восточном Берлине сохранилось немалое число зияющих ран войны. Прошло три десятка лет и, казалось бы, вполне успешная ("передовая", социалистическая!) страна не сумела вылечить даже свою столицу.

Тогда же гэдээровские коллеги пригласили меня на смотровую площадку – на каком-то церковном храме, откуда хорошо виден Берлин Западный. Даже взгляд издалека давал представление: там всё благополучнее. Позже ставшая доступной статистика и ликвидация берлинской стены подтвердили эти визуальные наблюдения.

Потрясла меня и колючая проволока метрах в тридцати от подъезда, где проходили мои официальные встречи. Вот он там, рукой подать – рейхстаг, вот перегороженная улочка, вот метро, которое перекрыто на полпути. Всё это подействовало угнетающе. Одно дело читать об этом в советских газетах, а другое – увидеть воочию. У меня, воспитанного в духе верности социализму, не возникало вопроса, почему разделили Берлин. Ответ для меня был ясен: там враги, мы защищаемся сами и защищаем друзей от классовых врагов. Но у меня, преданного советского гражданина, возник другой, наивный вопрос: если рай у нас, при социализме, то почему люди не стремятся к нам из Западной Германии, а наоборот, преодолевая эту колючую проволоку, рискуя жизнью, убегают из социалистического "рая" на Запад?

Советская пропаганда денно и нощно пела нам в уши, что Западный Берлин – это просто витрина, специально созданная для пропаганды капитализма. И что вообще-то Западная Германия процветает благодаря "Плану Маршалла", по которому западные немцы получили огромные финансовые вливания в свою экономику. Но наша "самая правдивая в мире" пропаганда умалчивала главное: там не государство царствовало над людьми и экономикой, а просто соблюдались законы свободного предпринимательства, частной собственности и инициативы, законы демократии.

Когда советским людям стали позволять выезжать в турпоездки на "загнивающий" Запад, они воочию увидели высокий уровень жизни там, обилие товаров. Они, не диссиденты и не правозащитники, а простые граждане Страны Советов, лишенные хорошей бытовой техники, косметики и даже туалетной бумаги (!), поневоле становились антисоветчиками. Не пропаганда Госдепа и ЦРУ США привела к такому инакомыслию, а реальность бытия, элементарная сравнительная информация о нашей и закордонной повседневной жизни. Это и привело к социальному протесту в конце 1980 – начале 1990 годов, к политическому взрыву против партии власти – КПСС и реформам Ельцина – Гайдара.

Еще один удар по моей коммунистической ориентации, окончательный и бесповоротный, нанесла Дания. Я уж не говорю о высочайшем жизненном уровне в этой стране, о хорошо развитой социальной защите населения (вот где я увидел настоящий социализм, а не советский псевдосоциализм!), об удивительно гармоничной жизни датчан – сладко-благостной до тошноты. Я всё допытывался у датских политиков: как же эта крохотная, отсталая ранее европейская страна, абсолютно не имеющая не только полезных ископаемых, но даже хороших пахотных земель, стала одной из самых процветающих в мире, с высочайшим уровнем жизни, с минимальной коррупцией и т.д.? Мне объяснили: сто лет назад один умный датский политик (точно не знаю кто) добился передачи всей датской земли в частные руки. И всё! Остальное сделали сами люди!

И мне тогда очень захотелось познакомиться с настоящим фермером, чьими мозолистыми руками добывается богатство миниатюрной Дании. Наш датский друг привез нас к своим знакомым, в обычное хозяйство. Молодая семья (муж недавно получил это хозяйство в наследство, заплатив определенный налог) владеет жилым домом, ангарами для техники и инвентаря, сельхозтехникой (трактора, комбайн и т.д.), несколькими гектарами какой-то не плодоносной на первый взгляд серо-каменистой земли (это не наш чернозём!) и свинофермой. После внешнего осмотра хозяин повел нас внутрь свинофермы. Он дал нам чистые халаты, но перед дверью, ведущей к животным, вдруг остановился. В чем дело? Друг смущенно объяснил: хозяин спрашивает, сколько дней вы находитесь в Дании, и если – меньше недели, то он не имеет право впустить вас к животным, так как не закончился наш карантинный срок. Потрясающе! Нас, цивильных граждан, столичных жителей, не пускают к каким-то свиньям!!! Но пришлось уйти восвояси.

Дело в том, что этот фермер экспортирует свою свинину, есть определенные санитарные требования, и если он их нарушит, то лишится права на экспорт, а выращивать сотни свиней, чтобы прокормить семью из трех человек, смысла нет. Он дорожит этим своим правом, завоеванным за десятки лет честного сельского труда его предков.

Зная, с каким трудом наши российские фермеры не столько выращивают свою продукцию, сколько сбывают, меня интересовала именно эта сторона хозяйствования. Оказывается, все датские фермеры объединены в… кооперативы. Это не принудительные советские колхозы, куда сгоняли людей, отбирая у них лошадей, коров и другое нажитое добро, а добровольное объединение независимых фермерских хозяйств. У каждого такого "колхоза" свои менеджеры, юристы, механики и т.д. В чем проблема нашего фермера: он сам, в одиночку ищет пути сбыта продукции, ее переработки, сам закупает и ремонтирует технику, сам бегает по судам и администрациям, решая тысячи конфликтных и обычных организационных дел… В датских фермерских объединениях всё централизованно: позвонил, заказал и тебя обслужат по полной программе. Проблемы? Их для тебя будут решать юристы, ветеринары, механики и т.д. Все – независимые люди, но все объединены в один хозяйственный узел контрактами, договорами. Не понравился такой внешний специалист – наймут другого.

Да, такое обслуживание требует дополнительных расходов, зато фермер занят своим непосредственным делом, а все сопутствующие вопросы решают квалифицированные специалисты. Вот вам ответ на вопрос, почему Дания – один из крупнейших экспортеров свинины.

И еще об одном знакомстве в Дании расскажу. Один выходец с Востока стал датчанином, то есть женился на датчанке. Чем заняться в стране, где все рабочие места заняты? Он начал сам выпекать пита-бред. Это такие лепешки-мешочки из пресного теста, которые набиваются овощами. Сам лично с лотка их продавал. Это восточная еда пришлась по вкусу датчанам и вполне успешно конкурировала с биг-маками Макдоналдса. Круг продаж расширялся, и удалось скопить денег на покупку крохотного помещения в центре Копенгагена, где и готовили пита-бред нескольких видов, и продавали на вынос, и можно было тут же ими перекусить. Я лично убедился: эту "забегаловку" народ охотно посещает.

Затем разбогатевший Хозяин купил ресторанчик, а потом (и это самое главное в моем пространном повествовании) он купил участок земли! Участок небольшой, вдали от населенных пунктов и в стороне от большой дороги. Купил ровно столько, чтобы построить на нём завод-автомат по изготовлению пита-бреда. Хозяин заказал проект этого завода, заказал оборудование, нанял строительную фирму, и аккуратный завод на 70 рабочих мест готов. С одной стороны автоматических линий засыпают муку и заливают воду, с другой – выскакивают полиэтиленовые пакеты, в которых упакованы пустые, без начинки, пита-бреды. И эта продукция экспортируется в 20 европейских стран! А всё начиналось с лотка!

Какой урок для России? В Дании никого не волновало, что у них бизнесом занялся мигрант, к тому же выходец из восточной страны. В Дании, где практически нет коррупции, он свободно с нуля развивал свой бизнес, его никто не прогонял с улиц, никто не крышевал, не обирал, и он стал миллионером. В Дании, где частная собственность – святое дело, он, бывший иностранец, купил землю, навечно стал ее собственником, и уже никто не посмеет ее у него отобрать (лишь при смене хозяина, даже по наследству, взимается налог).

Вот вам ответ на второй вопрос о Дании: почему, не имея нефти, газа и других полезных ископаемых, стала одной из самых благополучных стран мира!

Нам всё время навязывают бессмысленный вопрос: по какому пути должна идти Россия – по западному, европейскому или по азиатскому? Нет географического выбора, есть – идеологический. Япония – сугубо азиатское государство со своей уникальной историей и культурой, но она, как и Дания, добилась выдающихся успехов, когда встала на путь демократических преобразований, свободного предпринимательства.

Тайвань, Гонконг – тоже сугубо азиатские образования, но и они весьма успешны. Намного успешнее своего прародителя – Китая. Да, теперь коммунистический Китай добивается впечатляющих результатов в экономике, но не благодаря коммунистическим идеям, а вопреки им, ослабив государственные вожжи, позволив свободное предпринимательство.

Южная Корея. Крохотное государство. Лишь в 1950-х годах в этой бедной, отсталой азиатской стране начали делать автомобили. Теперь корейские машины пользуются немалым спросом по всему миру! Некогда захудалая страна площадью в одну российскую область, страна без гигантских запасов полезных ископаемых, страна, сумевшая переболеть авторитарным президентским правлением, – в числе крупнейших мировых экономик! И сравните южную часть Кореи с северной, где людям элементарно жрать нечего! Зато северяне, не разгибаясь, укрепляют "народно-демократическое" государство, "верны" чучхе, своим наследным лидерам, которые бряцают мощным оружием! Правда, верность эта убавляется с каждым днем, и северокорейцы, как некогда жители ГДР, пытаются вырваться из своего "рая" в "проклятый" капитализм, даже рискуя потерять жизнь на пограничных рядах колючей проволоки.

А теперь сравню, казалось бы несравнимое: Южную Корею и Россию. Первые автомобили в Российской империи начали делать (собирать) на четыре десятка лет раньше – еще в 1913 году, и где наш автоэкспорт и где южнокорейский? Мы как никто богаты: и нефтью, и газом, и алмазами, и золотом, и лесами, и тучными полями, – так почему же мы по многим социально-экономическим показателям уступаем даже крохотной азиатской стране?

И почему в некогда далеко не самой благополучной части Российской империи – Финляндии люди живут лучше, чем на "родине социализма"? И почему сотни тысяч россиян ежегодно навсегда покидают свою страну в поисках счастья на Западе, а вот из "загнивающего" капитализма к нам не стремятся на постоянное проживание? А если и приезжают (что становится поводом для бравурных репортажей на федеральных телеканалах), то такого лиха нахлебаются, что их здешняя жизнь – самая эффективная контрпропаганда против России, и никакого вмешательства Госдепа не требуется.

За годы правления Путина и Медведева ни одного губернатора не сняли с работы за плохие показатели местного бюджета. В цене – верноподданничество, высокие показатели голосований за "партию власти" и за кремлевскую кандидатуру президента, но не стремление местными усилиями заработать в пользу региона дополнительные средства. И странно получается: местная элита богатеет (как и общефедеральная), а казна в большинстве регионах по-прежнему остается пустой…

К сожалению, это нереально, но я бы жителей всех российских провинций, кто из года в год голосует за коммунистов, за возврат к "светлому прошлому", кто не видит альтернативы путинскому клану, считая его "спасителем великой России", бесплатно возил бы на экскурсию в северную и южную части Кореи, чтобы они получили наглядный урок политграмоты: только частная собственность, только свобода предпринимательства, только демократические принципы и подконтрольность власти позволяют стране развиваться эффективно, а ее жителям – повышать своё благосостояние быстрыми темпами.

 Может, тогда мы перестали бы задавать надуманный вопрос о национальной идее. И знали бы, что нам делать после очередной "оглушительной победы" нац-лидера.

Источник: http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/03/21/960002.html

261
5075
171