Что должен делать Путин, если народ хочет его отставки?

На модерации Отложенный

 Последнее время редкий митинг не украшается лозунгами с требованием отставки премьер-министра. Причём в разных местах и по совершенно разным поводам. Невольно премьер рисуется фигурой, объемлющей в стране буквально все. «Конечно, так и есть!» – решительно заявляют представители системной и несистемной оппозиции – «Отставка Путина - это единственный путь изменения ситуации в стране!» Однако, не будучи поклонником Путина, позволю себе в этом усомниться.

Формально, да, Путин несет ответственность за ситуацию в стране и за решения Правительства. Но не было бы логичным и правильным требовать отставки президента – главы исполнительной власти?

Однако неуместное требование отставки в ходе акций протеста не смущает их организаторов. Почему? Дело в том, что премьер лично и власть  в целом болезненно реагируют на критику. Надувание рейтинга первого лица в так называемые «нулевые годы» не допускало критики. Поэтому наиболее эффективным способом привлечения внимания властей стало требование отставки Путина. Едва заметив подобное, власть начинает нервничать и, если не может выслать ОМОН, вступает в переговоры с протестующими.  В то же время, конкретных решений проблемы власть не принимает никогда. В «тайной конституции» власти записано – «никаких уступок экстремистам!» Требование разговора с властью, и неспособность власти вести этот разговор создают политическое напряжение наших дней. В ходе реального диалога с обществом власти сказать нечего. Абсолютно. Управленческая некомпетентность  и идейная беспомощность власти нуждается в тщательной маскировке. Поэтому своим политическим стилем Путин избрал монолог, которому все должны восхищенно внимать.

Это дало повод обвинять его в авторитаризме. Но это не так,  Путин далеко не диктатор. Более того, мы живем в удивительное время, когда впервые в русской истории власть добровольно отказывается от возможности власть осуществлять. Авторитаризм, и уж тем более тоталитаризм, есть безусловное подчинение Закону. Закон может быть писаным и неписаным, но его исполнение обязательно для всех и, в первую очередь, для законодателей. Статус диктатора, хоть в государстве, хоть в банде, поддерживается незыблемостью норм, им провозглашенных. В эпоху Путина мы могли наблюдать все что угодно, но не уважение к писаному Закону, а от вариантов неписаных рябит в глазах. Что это за диктатор, если его правила исполняются только после его личного вмешательства? В стране можно вести себя как угодно при условии формального выражения поддержки Путину. Чем, к примеру,  и занимается партия «Единая Россия».

Так что же изменит отставка «голого короля»? Зачастую, скандальные призывы разворачивают на чужих митингах либеральные оппозиционеры. Коммунисты подобные акции устраивают сами. Именно либералы острее других чувствуют оптимизм своих перспектив. Кризис подтачивает позиции власти действующей, и есть возможность на гребне протеста её перехватить. Идея второй Перестройки смущает покой либералов. Мне их мечты представляются так.

Вот гнев народа волнами бьется о стены Кремля, и эту первобытную волю к свободе из последних сил сдерживают «зубры» на «Тиграх» (и прочие гоблины).

Путин мечется на Спасской башне, горящим сауроновым взглядом парализуя восставших то там, то тут. Но через мрак и страх клептократии крадется к Мавзолею отважный Фродо Медведев, сжимая в кулаке кольцо всевластия, проклятое кольцо тоталитаризма. Он теряет силы, но он должен донести кольцо туда, где оно было выковано, и тем самым стереть с лица страны имидж Мордора. И почти удается ему историческая затея, но искус велик. Всё едва не вернулось на круги своя, если бы не Горлум – зеркало российской интеллигенции. Иссушенный кольцом душевно и физически, раздираемый внутренними противоречиями, бедолага с глазами Новодворской откусывает грешный палец Фродо.  Немея  от восторга и ужаса, Горлум низвергается в кипящую лаву советского наследия. И свершилось! Со страшным грохотом надломилась и рухнула Вертикаль.  Утробно взвыв, премьер подписал свое прошение об отставке, открывая дорогу модернизации. С жалким писком попряталась в оффшорах кровавая гэбня. В страну пришло чудесное завтра, словно сошедшее со страниц доклада ИНСОРа. 

Но, если серьезно, отставка Путина может открыть дорогу в Кремль либералам, но не даст перспектив стране. Во-первых, далеко не факт, что требующие политических перемен возьмутся решать проблемы граждан тем путем, каким хотят граждане. Во-вторых, все решения нынешней власти творились под лозунгом и в духе либерализма, даже идеология Единой России называется консервативным либерализмом.  Оппозиционные  либералы могут сделать косметический ремонт власти, по сути ничего не меняющий. Ни с либерализмом Путина, ни с либерализмом «Солидарности» будущего у страны нет.

Проблема страны не в наличии Путина, а в том, что существующие политические институты и процедуры неадекватны реальности. Поиск новых, эффективных способов реализации политических идей – вот главная задача общественных движений. Путин, рано или поздно, уйдет, это неизбежно, но не митинги станут тому причиной.  Единственное, что реально может угрожать существующей системе власти - это система, стремящаяся к реальной власти, а не к разговорам с ней или о ней.

 

Владимир Левин

 

От редакции Интернет-блога БГ Иркутск:

Лозунги типа «Долой Правительство Путина», на наш взгляд, не очередной этап за смену власти, а состояние «крутости», которое в большинстве своём имеет под собой желание, чтобы премьер приехал, наказал всех чиновников, сделал жизнь справедливой, а пикетчиков поблагодарил за бдительность. Никто из организаторов массовых митингов в Иркутске или в Ангарске не принимал решение выйти на улицу с подобными лозунгами. Все преследовали сугубо конкретные и важные для сегодняшней действительности цели, к примеру, «Спасти Байкал! Спасти Байкальск!» (митинг в Иркутске), «Долой двоевластие – объединим власти города и района!», «Нет росту тарифов ЖКХ!» (митинг в Ангарске). Тем нее менее лозунги появлялись. Что должен делать Путин при этом? Думаю то, что он и делает не замечать, но иметь ввиду.