Как наше ТВ решало, может ли кот быть террористом

На неделе прошла передача «Пусть говорят», которая может претендовать на роль всеобщего символа. Это была программа, посвященная убийству кота. Фабула проста. В деревне соседский кот забежал в чужой дом, видимо, не впервые, желая слопать попугая (которого от смерти спасла клетка, в которой тот сидел). Но в доме была хозяйка с дочерью, и кота стали гнать, правда, делали это вилами... Итог известен - кот погиб.

На передаче присутствовала хозяйка усопшего кота и убийца, получившая 2,5 года условно и большой штраф. Теперь все это предстояло подробно обкашлять, точнее, «обкричать», чем дамы под руководством опытных режиссеров и ведущего с удовольствием и занялись. То есть дам, конечно, слегка спровоцировали, чуть-чуть стравили, после чего они доставили удовольствие толпе, вцепившись друг в друга, - естественно, в фигуральном смысле.

Битва двух гладиаторш во славу Цезаря шла час. В обсуждении приняли участие юристы и депутаты, а кот то выглядел невинным пушистым котенком, то представал субъектом права, которому можно вменять вину, и в итоге конципировался как саблезубый террорист, проникший в чужое жилище, т.е. нарушивший ст. 25 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Дискуссию обострило то обстоятельство, что кот в голосовании участия, по-видимому, не принимал, да и вообще, возможно, не знал о Конституции РФ, но ведь, во-первых, незнание законов не освобождает от ответственности, во-вторых, в ст. 25 Конституции сказано, что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц...», а под эту формулировку подпадает и кот, в-третьих, в действиях кота различимы элементы терроризма, поскольку он хотел съесть попугая. К тому же кот мог быть подучен своей хозяйкой проникать в чужие дома...

В целом все выглядело как абсурд, однако есть нюансы. С одной стороны, абсурдное зрелище было мастерски выстроено, и я подозреваю, что это умышленно строилось как тонкая пародия на все ТВ в целом; с другой стороны, оно напоминало своей бессмысленностью любое другое обсуждение, включая и президентское с участием Дерипаски и прочих олигархов.

Отступлю на время от кота - президент Д. Медведев («удвоенный ВВП», как назвал его недавно А. Пионтковский) чаще всего изображающийся ТВ сидящим на заседаниях в окружении «продажных чиновников» и «ничего не предпринимающих предпринимателей», как он сам выразился в своем послании «Вперед, Россия!». На одном из таких заседаний Дерипаска жаловался Медведеву на коррупцию в судах, а Медведев, ссылаясь на собственный опыт юриста, разъяснял Дерипаске и прочим олигархам особенности системы тотальной коррупции, в создании которой все эти олигархи приняли непосредственное участие.

Такие зрелища ставятся специально для создания торжественной телекартинки, показывающей президента в действии. Но осталось стойким ощущение: если бы это собрание олигархов во главе с президентом вел Андрей Малахов в рамках передачи «Пусть говорят», артефакт выглядел бы профессиональным и убедительным. А так всего лишь абсурдным.

Ощущения пародийности остается не только от передачи Малахова про кота-убийцу, с определенного момента почти все передачи кажутся мне пародиями на самих себя. И дело тут не только в «Большой разнице», подорвавшей онтологические основы нашего ТВ. В условиях информационной блокады ТВ заполнилось артефактами, и, скажем, артефакт «Исаев» не может не выглядеть как пародия на фильм о Штирлице, пародия несмешная и скучная (но не всякая пародия и должна быть смешной). Константин Хабенский выглядит как пародия на Колчака, выборы 11.10.09 - как пародия на выборы и т.д.

Хотя ТВ и заполняет пустоту смеховыми передачами - к «Комеди Клаб» добавились «Прожекторперисхилтон», «Южное Бутово», недавно - «Уральские пельмени». Еще есть «Шесть кадров», «Голые и смешные»... Большей частью эти программы тоже несмешные. Характерный пример создания несмешного - «Прожекторперисхилтон», в котором писали письмо президенту. «Уважаемый Дмитрий Анатольевич!» - «Зачеркни "уважаемый", - говорит Светлаков, - напиши "дорогой"». Почему-то это вызывает взрыв хохота на сцене. Затем переходят к тексту письма, предлагая увеличить в 10 000 раз зарплату врачам, артистам, железнодорожникам... И снова взрыв истерического хохота. Явное несоответствие биологического и интеллектуального возраста.

Пародийны и так называемые информационные программы, повествующие о борьбе наших начальников с кризисом и коррупцией. Чтобы эту пародийность выявить, достаточно заглянуть в материал газеты «Ведомости», посвященный наручным часам. У В. Ресина, зама Лужкова, часы стоят 1 044 800 швейцарских франков, у Рамзана Кадырова - $300 000, у А. Миллера - $112 000, у министра транспорта И. Левитина - $74 800, у А. Чубайса - 20 500 швейцарских франков, у Д. Медведева - $32 200, у главы его администрации С. Нарышкина - $29 700, у губернатора Красноярского края А. Хлопонина - $27 000. Ближе всех к народу В. Путин - его часы стоят $10 500.

Источник: http://www.online812.ru/2009/11/03/009//

4
220
4