Почему я против поправок в закон о ФСБ

На модерации Отложенный

В последние годы наметилась устойчивая тенденция по расширению полномочий силовиков. Причем, одновременно с сокращением общественного контроля за их деятельностью, а также с ослаблением прокурорского надзора. Сегодня прокуратура не может отменить незаконные решения органов предварительного расследования. Законодатель недопустимо включил следователя и дознавателя в сторону обвинения, тем самым закрепив обвинительный уклон следствия.

Достаточно опасно выглядит и закрепление досудебной сделки подозреваемого (или обвиняемого) с органами предварительного расследования. То есть, если участник организованной преступной группы дает обвинительные показания в отношении других участников, он может быть освобожден от уголовной ответственности. Это одна из предпосылок появления наговоров и ложных доносов.

Теперь о сути поправок в закон о ФСБ. Поправки дают право сотрудникам ФСБ (каким именно сотрудникам, в поправках не расшифровывается) выносить любому юридическому или физическому лицу официальные предостережения о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступления. Причем, предостережения будут выноситься сотрудниками ФСБ на основании оперативно-служебных материалов, которые, как правило, являются неполными. Они не всегда позволяют достоверно выявить, в какой степени то или иное лицо влияет на причины правонарушения.

В то же время не предусмотрена гарантия объективного рассмотрения в судах заявлений лиц, не согласных с предостережением. Материалы, на основании которых выносится предостережение, как правило, носят секретный характер, и ознакомиться с ними лицо не может даже и в суде. И это большой удар по установлению в судах истины.

Кроме того, предостережение может быть опубликовано в СМИ без согласия лица, которому оно вынесено.

Здесь вообще возможны самые различные злоупотребления – предупреждение не объективно, но уже выставлено на обозрение и действительно может компрометировать как юридические, так и физические лица.

Вдобавок предостережение может выноситься в отсутствии физического лица, а сам его текст может быть выслан по почте. Нет никакой гарантии, что адресат его получит, однако предостережение будет опубликовано, а в случае его нарушения последует административная ответственность. Это практика будет работать на грани или даже за чертой объективного мнения, когда человек не будет осознавать опасность своих действий.

Законопроект был внесен Правительством Российской Федерации за подписью Владимира Путина, в свое время, как известно, бывшего чекистом. Представляется, что он наделяет ФСБ полномочиями по преследованию лиц, несогласных с политикой правительства и социально-экономическими реформами. Вместо того, чтобы удерживать социальную стабильность в обществе финансовыми, организационными или иными способами, предлагается воздействие дубины. Фактически это еще одно орудие на страже власти, рычаг ее усиления.

Закон принят в первом чтении парламентским большинством – фракцией «Единой России». Против проголосовали коммунисты, депутаты от «Справедливой России» и Владимир Жириновский. При этом остальные члены фракции ЛДПР от голосования вообще уклонились. Как компромиссный вариант я предложил в Госдуме вынесение таких предостережений прокурорами после предварительной оценки всех материалов, предоставленными сотрудниками ФСБ. Это дополнительные гарантии против нарушения прав и свобод российских граждан. Предложение не принято.