Как "строилась" Россия, ещё до её разрушения...Отступление первое

На модерации Отложенный

Целью этой заметки автор ставит показать, как и почему опыт поколений наших предков в ведении патриархального «натурального хозяйства» оказался не просто удачен, а высокопроизводителен. Во-первых, это был бесценный духовный подвиг, исток и основа всей великой Русской государственности и национального характера. Это главное. Но даже и это, оказывается, далеко ещё не все.

…Мы хорошо наслышаны, например, из обязательной школьной программы, о невероятно более высокой эффективности капиталистической системы глубокого разделения наёмного труда, по сравнению с простым, примитивным, нетоварным, семейным натуральным хозяйством.

Следует ли из этого, что, во имя экономической эффективности и социального прогресса, крупное товарное хозяйство может быть монопольно навязываемо, а мелкое натуральное – поставлено в условия вне закона? Иными словами, имеет ли натуральное хозяйство, в ХХI веке от Рождества Христова, хотя бы шанс на существование, в качестве хотя бы памятника нашему прошлому?

Автор полагает, что имеет и шанс, и даже право, и даже в качестве краеугольного принципа выстраивания всего национального хозяйственного комплекса.

Давайте с Вами вместе попробуем критически задуматься над этим нескромным утверждением.

(Оставим в стороне вопрос, кто, и чего ради, насильно навязывает обществу те или иные «прогрессивные экономические реформы». Выношу эту политизированную тему далеко за рамки данной статьи.)

«Откуда есть пошло» оно, это самое:

Патриархальное, натуральное или полунатуральное хозяйство.

А пришло оно из глубины веков, из первобытнообщинного строя, из старого доброго неолита, когда только что прошло страшное всемирное оледенение. Благодаря бедствию, унёсшему многие жизни, уцелевшие люди, чтобы не искать по лесу и не ковырять обмёрзлые вершки и корешки, научились собственным трудом добывать себе и своей семье средства к более надёжному, безопасному и комфортному существованию.

Средства – вовсе не обязательно деньги. Средства к существованию - это питание и одежда, жилище и очаг, физическая защита и благая возможность жить сообща, накапливая, сохраняя и передавая молодому поколению житейский опыт, добрые обычаи, мудрость предков, их духовный опыт. Деньги здесь совсем не главное.

Род разрастался, по мере чего строй жизни, наконец, перешёл на семейный уклад, где семья выделилась со своим имуществом и хозяйством в отдельную ячейку родовой общины. Занятие сельским хозяйством на земле – основной вид деятельности семейного хозяйства наших предков на протяжении многих, нет, не лет, и не веков, а верных многих тысяч лет, - хозяйства, в котором большая часть выращенного и заготовленного просто потреблялась. Часть отдавалась в дар языческим богам, часть жаловалась сирым и убогим, а кое-что, пожалуй, доставалось и власть предержащим.

Что это было – замороженная на века структура, которая не развивалась, а имела только почти бессмысленный консервативный смысл простого воспроизводства и самосохранения? Форма напрасного прожигания исторического времени? Форма проживания впустую собственной жизни, лишь единожды отпускаемой Богом?

По едкому выражению одного великого экономиста, например, это было простым «идиотизмом сельской жизни» …

«Продукты» отечественного натурального хозяйства

В семьях воспитывалось по шестеро - десятеро детей, а то и больше, воспитывалось в труде и старании. Оберегалось и глубоко уважалось самое старшее поколение, прививавшее детям не только трудовое, но и религиозное и нравственное чувство.

Происходило воспитание, постоянный духовный рост нации, восходящий от поколения к поколению, где главным условием выживания, жизни и процветания семьи единственно был труд на земле, честный, часто нелёгкий, но каждодневно наполненный смыслом единства и гармонии сил природы и разума человека. Поколения наших предков воспитывались в духе своих древнейших языческих традиций и христианских заповедей трудолюбия, правды и смирения; леность, воровство, жульничество не просто не поощрялись, а тогда не были знакомы как не имеющие под собой рационального смысла и духовной почвы. Исключения, если и случались, то, как проявления крайней дикости; реакция в обществе на проявления греха была нетерпима и даже излишне по нынешним меркам сурова.

Население быстро росло, удваиваясь, в разные периоды, каждые пятьдесят - сто лет. Выросшие дети, выходя из семейного гнезда, осваивали, обживали новые и новые свободные территории, занятые лесами, лугами, болотами, пустошами, степями, облагораживая ландшафт, основывая поселения, строя дороги и мосты, возводя города, монастыри и храмы. Таким образом, естественно расселяясь по бескрайним просторам нашей будущей огромной Родины, народ возрастал и в вере и в числе, неся привитые добрым воспитанием и суровым климатом качества характера. Поколения, вышедшие из крестьянского уклада России, по природе своей, умея ладить с другими народами, успешно ассимилируясь, расселились и обжили самую суровую, но и самую обширную область суши планеты, буквально от океана до океана, сегодня полученную в наследство от своих предков нынешним поколением тех, кого во всём мире зовут Русскими.

Уже в те давние века на территории нынешней России возникали крупные города, в первую очередь, как духовные и военные опорные центры, в которых концентрировался, сохранялся и распространялся духовный опыт, существовало много монастырей, происходил и товарный обмен, в том числе с дальним зарубежьем, зрела и крепла государственность, распространялись грамота и процветали ремёсла.

Города и монастыри могли возникать «буквально из ничего», на пустом и малообжитом месте, хоть на краю света, в первую очередь, благодаря имеющимся в достатке высококачественным людским ресурсам. По некоторым источникам, Россия, в древние века, задолго до появления той самой пресловутой «европейской культуры» и далеко за своими пределами, звалась «Гардарикой» именно за её диковинные многочисленные городские поселения, славившиеся, по рассказам заморских купцов, добротными и ладными постройками, высокодуховным образом организации жизни и на редкость добродушным нравом их жителей.

Становление государственности, к сожалению, никогда и нигде не обходилось без войн. Россия в этом была не исключением. Крестьяне – хорошие воины. Доводов этому утверждению приводится немало и в отечественной и в зарубежной литературе. Не говоря уже о том, что крестьянский сын рос на домашнем молоке, мясе, обильном, разнообразном и качественном питании, он ещё имел достаточную физическую подготовку и моральную основу: рос, как всесторонне здоровая личность. Он естественным образом, в семье, был воспитан видеть за собой не только свою большую Родину, которую он защищает от непрошенного гостя, но и малую родину, основу своей свободы и надежды на будущее, конкретный тыл своей семьи, родной дом, родителей, ту самую берёзку, своё родовое гнездо.

Не удивительно, что крестьяне в России, несмотря ни на что, при любой власти, всегда составляли естественный и прочный нравственный «хребет» нации как основу её государственности, спасая Родину всякий раз, нередко ценой жизни, при внешней агрессии; не оказалась в этом исключением и самая кровопролитная, Великая Отечественная война.

По мнению автора, смысл многих и многих веков жизни наших предков состоял в том, что собственный труд на своей земле, воспитание с малолетства на примере родителей и в духе «не потопаешь – не полопаешь», создал предпосылки и породил системные исторические следствия, несколько более глубокие, чем мы привыкли, или приучены, думать.

Исторические следствия «вековой отсталости»

российского натурального хозяйства оказались таковы.

Это, без исключения, все активы и все ресурсы, всё национальное богатство нашей, оказавшейся в итоге такой огромной, страны.

1) духовные, 2) человеческие, 3) территориальные, 4) природохозяйственные; 5) даже стыдно говорить - минерально-сырьевые, 6) энергетические, 7) геополитические, 8)….и т.д.

Случайность появления такой страны без вековых титанических духовных усилий всего народа исключена полностью.

Нет ничего удивительного, что комплекс национальных ресурсов - результат векового накопления «натурального хозяйства», позволил, дал сил России выстоять в войнах, социальных катастрофах ХХ века, и даже в нынешние непростые времена позволяет нам иметь кусок хлеба и обсуждать поводы для исторического оптимизма.

Более того, многовековой опыт предков сможет подсказать дальнейшую логику предстоящего возрождения России. Оно произойдёт, раньше или позже, но произойдёт обязательно. Но выздоровление начнётся только после того, как нынешним наследникам России удастся по-домашнему, как всегда было встарь на Руси, дружно сесть за общий стол. И сообща подумать над тем, как обратить несметные духовные и земные богатства народа на возрождение, в первую очередь, всё-таки, своего собственного, а не чужого, заморского, национального хозяйства, обустройства своего собственного ресурсно богатого внутреннего рынка.

Мы попросту черпали, черпаем сейчас и продолжаем даром черпать и выгребать, и бессмысленно, беспечно и бездумно разбазаривать налево и направо главные и невосполняемые ресурсы России, предавая этим собственное прошлое и собственное будущее.Характер использования наследства предков носит чисто деградационный характер, в сравнении с предыдущим многовековым процессом его бережного «собирания по крупицам».

Но перемена «всей точки зрения» на разбазаривание ресурсов всё ещё так и не произошла. Время давно вышло! Недалёк тот предел, когда деградация закономерно и резко может перейти в дегенерацию.