Взгляд на начало войны зависит от гражданской позиции

На модерации Отложенный

В последнее время многие исторические события подвергаются переоценке с позиции современности. Тем не менее, взгляд на начало войны у профессионалов и экспертов, которые работают с реальными документами и событиями, на протяжении этих 69 лет практически не менялся. При этом точки зрения всегда сильно различались даже у них. Слишком многое зависит от личной гражданской позиции, которая порой заставляет закрывать глаза на некоторые факты. Или выдергивать из исторического контекста отдельные события и ориентироваться исключительно на них.

Что же касается общества в целом, то его позиция достаточно аморфна. Люди знают - и правильно знают, - что Гитлер напал на Советский Союз. Уже не все, но еще большинство помнит, что это произошло 22 июня 1941 года. Как и то, что первая часть войны сложилась для нашей страны ужасно. Мы терпели поражение за поражением, и гитлеровские армии докатились до Москвы, Ленинграда и многих ключевых советских городов в некоторых случаях даже быстрее, чем докатились в начале второй мировой до Парижа.

Это было обвальное поражение советской армии. К концу 1941 года количество одних только пленных – без учета убитых - советских солдат превысило численность личного состава армий Вермахта. Частично профессиональная советская армия перестала существовать еще до войны, в результате сталинских репрессий, когда под корень был вырублен весь офицерский корпус от маршалов до ротных командиров. Но в целом профессиональная армия прекратила свое существование в первые месяцы Великой отечественной войны. И дальше воевала уже не армия, дальше воевал народ. Воевала страна. По разным оценкам наши потери в этой войне составили от одного к четырем до одного к семи по отношению к немцам. И такою нечеловеческой ценой мы сумели переломить ход войны и дошли до Берлина. 

Воевали не мы одни. Не стоит забывать и о роли союзников. Об этом писали в воспоминаниях и наши великие маршалы, например, Жуков или Василевский в своих мемуарах. Союзники - это не только тушенка или только джипы, на которых к 1945 году ездила вся наша армия. Это не только сотни тысяч и миллионы тонн прокатной стали, но еще и господство в воздухе, которое обеспечивали нам союзники, так как в 1941-1942 гг. они разбомбили основные германские военные заводы. Это море, которое союзники взяли на себя. Это африканский театр военных действий. В конце концов, это Япония, с которой воевала Америка. Можно представить, как бы развивались события, если бы Япония осенью 1941 года напала не на американскую военную базу Перл-Харбор, а на советский Дальний Восток. Поспели бы в этом случае наши сибирские дивизии на помощь Москве или нет? И как бы тогда вообще сложилась война, когда бы нас раздирали на два фронта Германия и Япония – даже страшно себе представить. Не забудем и про второй фронт. Пусть даже и так поздно – до 1944 года американцы и англичане берегли своих солдат и не хотели кидать их в самую мясорубку. Но все равно фронт был открыт.

Не нужно недооценивать роль союзников и тянуть все одеяло на себя. Однако всю основную мясорубку взяли на себя наши отцы и деды, которые на 90% оставили свои кости на полях сражений. Вернулся один из десяти ушедших на фронт. 22 июня – день страшной национальной трагедии и траура. Конечно, он неразрывно связан с днем 9 мая 1945 года, который тоже, как известно, праздник со слезами на глазах. Не было бы этого страшного нападения, не было бы и победы.

Мы должны помнить о том, насколько мы были не готовы к войне. Мы должны помнить о том, что не мудрость руководства сломала хребет по сути непобедимой германской армии, а мученический и героический подвиг всего народа.

Перед началом войны в стране установилась атмосфера страха, которая никогда не способствует развитию инициативы. Дисциплинка-то была, но не инициатива. Все боялись слово сказать. Даже в тех случаях, когда могли сказать что-то крайне важное и интересное, боялись это сказать поперек батьки.

А Батька в стране был один. И этот Батька верил Гитлеру больше, чем собственной разведке. Гитлер профессионально, различными способами, убедил Батьку, что не нападет на СССР. И это, хотя и не единственная, но одна из важных причин трагического начала Великой Отечественной.

Конечно, о реальных планах Сталина можно спорить. Например, Суворов считает, что Гитлер просто опередил Сталина. Что Сталин хотел напасть первым, но первым был Гитлер. Это, кстати, никак не очерняет Сталина. Напротив, я даже считаю такую концепцию просталинской - честь бы Сталину была и хвала, если бы он не верил Гитлеру, а собирался сам на него напасть, просто не успел вовремя в силу ряда обстоятельств.

Однако далеко не все факты подтверждают эту концепцию. Если Сталин и собирался напасть на фашистскую Германию, то в далеком будущем и чисто теоретически. В реальности к наступательной войне он готов не был, так же, как и не был готов к обороне. Как известно, генералы всегда готовятся к прошедшей войне. В конце тридцатых годов Ворошилов, отвечая на вопрос, какую роль будет играть конница в следующей войне, отвечал: «Решающую!». Вот так к войне и готовились. И поэтому танковые клинья Гудериана прошли сквозь нашу оборону как нож сквозь сливочное масло.

Мы еще многого о войне не знаем. Как готовились сдать Москву. Почему в такой беспомощности оказался Ленинград и почему там погибло столько людей. Да, это гитлеровское преступление, но это и сталинское преступление тоже, что людей оставили помирать с голода. Голодной смертью умерли сотни тысяч ленинградцев и на это есть свои причины. Гитлер - враг рода человеческого и с ним-то все ясно. Но, к сожалению, не он один преступник.

В чем причины «харьковского котла» в 1942 году, который был едва ли не более страшным по своим последствиям, чем весь 1941й. После победы под Москвой вождем всех народов овладела эйфория, и он решил, что теперь нужно наступать по всем фронтам. Хотя многие военные специалисты, включая и Жукова, говорили: «Нельзя, мы не готовы, пропадем! Нельзя без оглядки атаковать». Но была дана команда наступать, и это обошлось нам в еще несколько сотен тысяч убитыми и попавшими в плен.

Почему все пленные, а также их семьи, были признаны врагами. Люди, которые героически воевали, но вследствие ошибок командования попали в плен – от них отказалась Родина. Практически предательство собственного народа. Власовская армия появилась не на ровном месте – вернуться домой они уже не могли.

Чем был на самом деле знаменитый приказ «Ни шагу назад!». Ведь понятно, что если бы такой приказ действовал во время войны с Наполеоном, то Кутузов был бы расстрелян за сдачу Москвы. Хотя именно сдача Москвы позволила сохранить армию и прогнать потом Наполеона из России. Так ведется война – иногда приходится отступать, чтобы избежать окружения. А приказ «Ни шагу назад!» все руководство снизу до верху лишил стратегической, тактической и вообще любой другой инициативы. Просто зарывайтесь в землю и все.

Что такое войска НКВД с пулеметами в тылу и что это за заградотряды. Что это за ненависть и недоверие к собственной армии, к собственному народу.

Все эти важные военные детали еще должны стать предметом тщательного исследования. Но самое важное, что должно остаться в памяти – 22 июня 1941 года на нас напали, мы потеряли очень много людей, мы героически выдержали это нападение и, в конце концов, победили.

Как известно, история учит тому, что она ничему не учит. Не думаю, что надо извлекать какие-то уроки. Просто это надо знать. А когда отдаешь себе отчет в происходящем, когда смотришь на историю не слепо, а зряче, она может многому научить при случае.