Госдума правит Закон о гостайне по сталинским образцам

Поправки к Закону о государственной тайне, которые сегодня рассматривались во втором чтении, ужесточают его по сравнению с первым. Исключение слов «в ущерб безопасности» в ст.275 и замена их в ст.276 на слова «против безопасности» еще больше расширяет содержание составов государственной измены и шпионажа. Наказуемым становится не само преступления, а уже предполагаемое намерение его совершения.

Ко второму чтению законопроекта по-прежнему под запрет поставлена помощь не только иностранному государству или организации, но и международным организациям, при этом не исключается ответственность за содействие даже таким организациям, в работе которых официально участвует Российская Федерация.

Поправками ко второму чтению расширены возможности нарушения запрета двойной наказуемости деяний. Кроме того, в пункте «д» части второй ст. 283-1 предлагается рассматривать в качестве квалифицирующего признака состава незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну, также и распространение этих сведений. Однако оно само по себе образует состав уже предусмотренного ст. 283 разглашения государственной тайны, поскольку последний подразумевает ответственность и для лиц, которым содержащие гостайну сведения стали «известны по службе или работе», т.е. при таких обстоятельствах, которые не исключают случаев их незаконного получения.

Представленные ко второму чтению поправки к законопроекту не изменили его характера: он противоречит международно-правовым и конституционным принципам уголовного права, подчеркивающим недопустимость расширительного толкования норм об ответственности за преступления, а также двойного осуждения за одно и то же деяние.

Обвинения могут быть предъявлены к любой организации или человеку, деятельность которых покажется спецслужбам опасной. Предусмотренные законопроектом наказания за связь с международной неправительственной организацией, оказание такой организации «финансовой, материально-технической, консультативной или иной помощи», распространение в Интернете сведений, которые в дальнейшем могут быть признаны спецслужбами государственной тайной, ужесточение санкций за нарушения – возвращают нас во времена массовых репрессий, напоминают сталинские методы расправы с политическими оппонентами, ведут к образованию нового «железного занавеса».

Под действие нового закона может попасть любой человек, как рядовой гражданский активист, так и вызвавший недовольство чиновник федерального уровня. Российские спецслужбы заинтересованы в законных основаниях для арестов неугодных.

Принятие такого законопроекта – еще одно свидетельство участившегося проявления тоталитарных тенденций в российской политике.

205
3553
128