Для России 200 танков – мелочи

На модерации Отложенный

Как утверждает Telegraph.co.uk (и многие другие), в сугробах у Свердловска без присмотра стоит 200 танков Т-72 и Т-80. Эти сведения распространяются по всему миру, и, как правило, говорят, что это свидетельствует о разложении российской армии. По-моему, все иначе.

Кажется, это невероятный курьез и лакомый кусок для журналистов. Да, но… Когда в мире оценивают что-либо, что происходит в России, проявляется слишком очевидное незнание русского характера и русских привычек. Это, конечно, и несколько иное отношение к ценностям, воспринимаемый по-другому и в других масштабах фактор количества, природная склонность решать возникающие проблемы самым простым способом. Все это может быть и принципиальным недостатком, или, наоборот, большим преимуществом. В зависимости от обстоятельств и ситуации. Все, чтобы ни произошло в данный момент в России, нельзя однозначно обобщать и оценивать с точки зрения европейских традиций и тем более с точки зрения какого-нибудь американского военного специалиста.

Россия решила сократить количество классических танков, потерявших в современном понимании ведения войны свое значение, которое они имели еще в 80-е годы прошлого столетия. Прежде всего, наверно, стоит понять, о каком исходном количестве танков идет речь. У России, согласно достоверным сведениям, есть около 20 тысяч танков всех типов, включая упомянутые Т-72 и Т-80. Поэтому 200 брошенных танков не играют какой-то принципиальной роли, и я рискну предположить, что здесь нельзя говорить о каком-то разбазаривании военной техники и тем более о развале российской армии. Если как следует посмотреть на современную военную технику и стратегию, получится, что эти танки, разработанные более тридцати лет назад, сегодня не имеют большой военной ценности, а без постоянной, масштабной и очень накладной модернизации технического оснащения и системы оружия стоимость этих танков практически равна стоимости металлолома. Переоснащение - обычно дело сложное, а для поставщиков часто и убыточное. Таким образом, проще изготовить и купить новые танки, с новым оружием и новой техникой. И заработать на самом деле можно только так. Ликвидировать старые танки дорого и сложно, здесь есть свои правила, которые необходимо соблюдать.

А если оставить их где-нибудь на лугу у дороги, то здесь уже никаких правил нет, и организационные затраты становятся равны нулю. Россия огромна, места для «временного» хранения чего угодно предостаточно, и сейчас проще всего было перевезти в вагонах эти старые танки в какое-нибудь подходяще место и там их и оставить. Если бы их можно было где-нибудь закопать, эти добрые люди, конечно, так бы и сделали. Короче, ничего необычного.

Гораздо хуже то, что получается из этой привлекательной для прессы информации. То есть традиционное безграничное недооценивание российской армии, российского военного командования, российских возможностей и российской угрозы в целом. И это очень плохо. Различная информация о ржавых ракетах с ядерными боеголовками в полуразвалившихся бункерах, о низком моральном уровне сухопутных войск или о постоянно увеличивающемся количестве наркоманов в рядах командования – эти сообщения, скорее, отражают всевозможные чаяния, а не реальное положение дел. Россия никогда не переставала быть великой военной державой.

Россия представляет и всегда будет представлять очень существенную угрозу. Даже если у нее будет не 20 тысяч танков, а на 200 танков меньше. Русский менталитет и сущность имперских амбиций нынешний руководителей России и военных представителей всегда будут вести к попытке расширить свое прямое влияние в мире любой ценой. И, в конце концов, так же, как можно бросить 200 танков, можно «бросить» и старую Европу. Со всеми ее традициями, нереальными мечтами и закостеневшими подходами. Я думаю, российские лидеры не стали бы долго раздумывать. И если бы старую, добрую Европу можно было бы где-нибудь закопать, как танки, они бы точно это сделали.

За этот случай с танками кто-то на соответствующем уровне военного командования совершенно точно ответит. Только не за то, что не следили за танками, а за то, что не следили за журналистами, которые эти сведения, еще и с видеозаписью, пустили в мир. А нам не стоит беспокоиться из-за брошенных и оставленных танков. Россия огромна, а русская душа широка.