20-я годовщина падения Берлинской стены

На модерации Отложенный

Берлинская стена - монументальное сооружение длиной в 155 километров - долгие годы считалась главным символом "холодной войны" и раздела Европы. У пограничников ГДР был приказ стрелять на поражение. Сотни людей погибли только потому, что хотели попасть из Восточного Берлина в Западный.

Сегодня в столице Германии собрались политики, которые, по мнению самих немцев, сыграли главную роль в объединении страны.

На сцену Фридрихштатпаласта, главной эстрадной площадки бывшей ГДР, выходят "главные разрушители железного занавеса". Люди, которым единая Германия обязана своим существованием.

Хорст Кёллер, президент Германии: "Эти три личности, которых мы сегодня чествуем - яркие представители своих народов. Все они пережили Вторую мировую войну и ее ужасные последствия. Но война их не ожесточила, а, наоборот, обострила восприятие важной задачи - беречь мир и стремиться к свободе и справедливости".

"Объединителями" их назвали гораздо позже. В 1989 году генеральный секретарь ЦК КПСС, канцлер Западной Германии и президент США действовали, исходя из собственных политических интересов.

Горбачёв еще мечтал о "перестройке" в Восточной Германии. На архивных кадрах он - на торжественном ужине в честь сорокалетия ГДР, а до падения стены - всего месяц.

В Восточном Берлине Горбачев понимает, что режим Эриха Хонеккера долго не протянет. Когда генеральные секретари вышли к людям, Хонеккеру не дали слова сказать, а советского президента встречали, как рок-звезду.

Ждать перемен немцы не захотели, и сами пошли делать историю.

Падение стены для этой великой тройки стало "чрезвычайной ситуацией" - они сами в этом признались. У Коля уже был план объединения страны, но против выступали Франция и Англия, а Буш с опаской смотрел в сторону Советского Союза. Бескровная немецкая революция требовала развития, но, стоя на свежих руинах стены, Буш и Коль не знали, куда идти дальше.

Гельмут Коль, 17 ноября 1989 года, телефонный разговор: "А теперь о влиянии берлинских событий на ситуацию в мире. Мы не должны допустить дестабилизации обстановки в ГДР!

У меня был долгий разговор с Горбачевым - естественно, что и Советский Союз озабочен".

Ответ Джорджа Буша-старшего: "Мы не будем призывать к объединению, и не будем строить никаких точных планов. Эйфория и общественный подъем могут привести к непредсказуемым акциям в Восточной Германии и СССР".

Западный мир ждал, что скажет Горбачев, и его ответ во многом определил историю Германии. "Эта страна сама должна решать свою судьбу!" После свободных выборов на Востоке Германия стала единой.

Михаил Горбачев, Президент СССР: "Мы не хотим все втроем приписывать себе те заслуги, которые сделало предшествующее поколение. И этот опыт, который мы сейчас обсуждаем и радуемся в связи с его последствиями, мы можем сказать, что этот опыт состоит в том, что мы должны делать все вместе. Мы должны доверять".

Гельмут Коль, бывший канцлер ФРГ: "Для нас, немцев, Михаил Горбачев и Джордж Буш - это самые важные партнеры. Но вы должны понять, что наша политическая и человеческая дружба - это счастливое стечение обстоятельств".

Джордж Буш-старший, президент США: "Исторические события, о которых мы вспоминаем сегодня, вызвали эйфорию не только в Бонне, Москве или Вашингтоне, но и в сердцах и головах людей, которые столько времени были лишены своих прав, данных им Богом".

Весь вечер канцлер Германии Ангела Меркель скромно сидела в зале. Для нее, выросшей в Восточной Германии, с падением стены началась новая жизнь.

Михаил Горбачев вернется в Берлин через неделю, на официальные празднования юбилея падения стены. Вместе с Ангелой Меркель он посетит бывший контрольно-пропускной пункт на германо-германской границе. Тот самый КПП, через который 20 лет назад Меркель впервые попала в Западный Берлин.

Падение стены - это не только немецкий праздник. 9 ноября в Германию съедутся лидеры со всего мира. Нового мира, привыкшего жить без стен и границ.