Про это...

На модерации Отложенный
 
Половое воспитание человека прошло много этапов. В древних Египте, Индии, Греции и Риме царила свобода нравов. При этом родители не боялись за нравственность детей, более того, считали правильным передавать им «науку любви». Современные ведущие религиозные конфессии преследуют не только изображения обнаженных тел, но и передачу от поколения к поколению информацию о брачных отношениях, на вопросы детей отвечая: «Вырастешь – узнаешь». Кто же прав? Автор не берется быть третейским судьей в этом споре, который, наверно никогда не закончится. Слишком уж противоречива сексуальная природа человека разумного, слишком много здесь нестыковок и непонятного. Но попытаться разобраться в проблеме «первородного греха, аиста и капусты» все-таки стоит. Хотя бы для того, чтобы объяснить «юным зрителям», почему человек ведет себя так, как он себя ведет. Начнем с того, что человек появился на нашей грешной планете далеко не первым, то есть, он обладает инстинктивными программами, унаследованными от своих биологических предков.
Половое поведение человека в большой мере определяется врожденными программами. Некоторые из них пригодны для современных условий, а другие безнадежно устарели, хотя могут и сыграть определенную роль.
 
Если бы мы просто подчинялись врожденным программам, то наше половое поведение было бы очень диким, примитивным, грубым, эгоистичным, а порой и просто нелепым. Некоторые люди так себя и ведут. Но современные условия все-таки стараются исправлять устаревшие программы. Итак, обратимся опять к поведению животных. Животное появляется на свет с набором врожденных программ. В том числе о том, что нужно делать, чтобы оставить после себя потомство. Когда программа потребуется всерьез, её неумелое использование может стоить жизни. Как узнать заранее – полноценная или нет досталась тебе программа, сможешь ли ты сделать все правильно? Для этого природа изобрела игровое поведение. Играя, детеныши проверяют и тренируют свои программы, в том числе и программы полового поведения. Щенки и котята нередко изображают спаривание, меняясь ролями, осваивая не только свое поведение, но и поведение партнера. В опытах на мартышках выяснилось, что, если в детстве им не дают играть, они вырастают пугливо-агрессивными, с трудом образуют пару и плохо заботятся о потомстве.

Нам досталась от предков не только программа спаривания, но и команда проверить её в играх со сверстниками. Она срабатывает в возрасте 4 – 6 лет. Где-нибудь в укромном месте дети играют в «папы – мамы» или в «доктора».

Биологическая суть игры состоит в попытках воспроизвести спаривание, о чем дети сами не подозревают. Ранее, если взрослые заставали детей за столь грешным занятием, они приходили в ужас, а «провинившихся» строго наказывали. Родители из благополучных семей находили только одно объяснение: их порядочные дети попали под влияние детей из неблаговоспитанных семей. Многие родители думают так и сейчас. Но среди бывших благовоспитанных детей нашлось много смельчаков, которые, став взрослыми, решительно заявили: никто их этим играм не учил, они придумывали их сами. У всех видов, заботящихся о потомстве, детеныши любят своих родителей. Природа использует любовь к родителям, помимо всего прочего, не вызывающего сомнений, ещё для одной цели: их облик запечатлевается в детстве как образец будущего партнера по размножению. Чтобы это сработало, естественный отбор «подмешал» в любовь к родителям малую долю сексуальности. Девочка часто не просто любит отца, но и немного ревнует его к матери. Да и будущего супруга пытается подобрать похожим именно на отца. Посмотрите, как знакомятся две уважающие себя собаки. Они сначала обнюхивают друг другу носы, затем обнюхиваются сзади. В инстинктивных программах содержатся сведения о брачном партнере своего вида. Человек в настоящее время живет практически среди одних людей. Животные живут среди множества похожих друг на друга видов. И тут главное – не спутать.
 
Программа требует: научись узнавать видовые признаки, а также признаки пола, возраста и готовности размножаться. Мы знакомимся лицом к лицу, учитывая возросшую роль мимики, речи и жестикуляции. Но древняя программа, характерная, кстати, для приматов, и тут не дает нам покоя и проявляет себя во внимании мужчин к женским ягодицам. Считается, что это неприлично. Но женщины поощряют данный интерес походкой или облегающей одеждой. Значит и они подсознательно следуют этой древней программе. Хорошо, со взрослыми, надеюсь, всё ясно. Но некоторые боятся, что на детей изображения обнаженных людей дурно влияют. Но это далеко не так. Дело в том, что ребенок по своим врожденным программам – ребенок голого человека. И ему программа подсказывает: ты должен знать, как выглядит твой будущий брачный партнер. Если он такую информацию вовремя получил, то интерес к ней снижается. В странах, где «сексуальная революция» произошла несколько десятилетий назад, дети совершенно равнодушны и к эротическим фильмам, и к порнографическим открыткам. Более того: там, где ещё в начальных классах детей с помощью муляжей и учебных фильмов познакомили со строением половых органов, интерес к этой области утрачивается на несколько самых «опасных» лет. Если ребенок подобной информации лишен, он всячески стремится её добыть. Отсюда его подглядывание за родителями, за купающимися, за переодевающимися сверстниками. Он знает, что подглядывать нехорошо и при этом испытывает угрызения совести. Но могут быть и страшные последствия, связанные с насилием. До прихода времени размножения самцы и самки многих видов похожи друг на друга и особого интереса к противоположному полу не проявляют. Мальчишки и девчонки до определенного этапа даже «презирают» друг друга.
Но приближается время размножения, увеличивается выработка половых гормонов, и внешний облик преображается.
 
Самцы тритона «отращивают» яркий гребень, самец лосося покрывается красными пятнами, у самцов оленей вырастают рога, у многих обезьян – гривы, усы и борода. Назначение всех этих сигналов – выделить готовую к размножению особь. Подобные признаки встречаются и у людей. У мужчин это растительность на лице, грубый голос, особый запах. У женщин – утолщенные и яркие губы, грудь, расширенные бедра, высокий голос и опять же особых запах, для усиления которого у обоих полов в соответствующих местах вырастают волосы. У человека эти признаки усиливаются различиями в прическах, в одежде, парфюмерией, косметикой и прочими украшениями. Половые гормоны изменяют поведение: животные начинают демонстрировать друг перед другом свои половые признаки. Они поднимают и опускают яркие хохлы, трубят, ревут, поют, барабанят по стволам деревьев и так далее. У человека проявление врожденных программ можно понять, наблюдая, как пытаются обратить на себя внимание невоспитанные подростки. Правда под влиянием развитых социальных отношений поведение облагораживается: важничанье переходит в манерное поведение, вопли и крики – в серенады под гитару, сила демонстрируется в спортивных турнирах, жеманничанье переходит в милое кокетство, визг и наскоки – в тонкие беседы с подшучиванием. Процесс ухаживания довольно сложен. У многих животных он приобрел характер токования, сопровождающийся демонстрацией самцов своих достоинств, включающих размеры, яркость окраски, силу и смелость. Кроме того, свойства самца должны отпугнуть соперников. Но тут включается некоторая неувязка: ведь и на самку эти признаки оказывают отпугивающее действие. Вот тут возникает противоречие. Самка и хочет приблизиться к самцу и побаивается его. А самцу главное не переборщить. Поэтому и он испытывает сходные чувства.

Программы токования так устроены, что должна пройти проверка их соответствия. Если этого не происходит, оба партнера сердят друг друга, взаимный интерес у них угасает, и они расстаются. Молодой особи приходится токовать не один раз, пока она не научится действовать точно и согласованно с партнером. Всё это напоминает парный танец. Это не случайно: танцы и есть ритуализированная модель токования. Если оба партнера знают танец, ощущение слаженности наступает довольно быстро. Не случайно английская пословица говорит: «Если Вы любите танцы, то Вы сделали первый шаг к любви!» Поэтому неудивительно, что молодые люди легче и быстрее всего знакомятся на танцах. Теперь перейдем к вопросам выбора. Инстинктивный критерий выбора у мужчин довольно прост: им нравятся «красивые», что в первобытные времена означало – самые здоровые особи. Если девушка руководствуется примитивной инстинктивной подсказкой, то её привлекает такой же примитивный типаж – крупный, нагловатый субъект. Но современные условия внесли поправку, выдвигая на первый план иные качества: ум, трудолюбие, доброту, которые противостоят первобытным инстинктам. Но и те просто так свои позиции не сдают. Самец стремится максимально сократить процесс ухаживания, а у самки противоположная установка: как можно больше затянуть его. Причина здесь проста. У самца миллионы половых клеток, его биологическая задача – пристроить как можно больше гамет как можно большему числу самок. У самки гамет мало и её задача – выбрать наилучшего самца и как следует его проверить. Ухаживание обычно завершается поцелуем. Это весьма важный момент: взаимная боязнь рассеялась, выбор сделан, пора идти дальше. Пара скреплена доминантой влюбленности, которая имеет глубокий смысл. Если бы партнеры подходили к выбору друг друга строго объективно, они бы своего выбора никогда не сделали. Недаром друзья и родственники часто говорят о влюбившемся: «Он ослеп, что ли?». Влюбленность – одно из самых сильных и ярких состояний, испытываемых человеком.

Влюбленность быстро проходит. Природа отвела на этот период весьма ограниченный отрезок времени – как раз столько, сколько нужно для размножения. Что будет дальше? В удачных парах она перейдет в любовь – чувство менее сильное, но более длительное. В неудачных парах партнеры расстаются. И в заключении попытаемся ответить на вопрос: почему мы стыдимся своей половой жизни и даже разговоров о ней? Именно этим человек резко отличается от животных, у которых все происходит в открытую. Главная причина таинственности в том, что от разных времен нам достались слишком разные и при этом плохо совместимые генетические программы. Человек ветрен, как некоторые мартышки и в то же время ревнив как павиан. Не соответствующая парному браку, ставшему традиционным в нашем обществе, гиперсексуальность смущает нас, а не соответствующие формы поведения скрываются от партнера и окружающих. Поэтому и «имеет место быть» стремление наложить запрет на все связанные с этим проблемы.

Гиперсексуальность женщины обесценивает её в глазах мужчин. Ведь самые эмоционально богатые их программы токования и ухаживания предполагают сложное поведение, игру, неуверенность, переживания, ритуалы. Поэтому мужчины, как отцы и мужья стремятся заставить девушек и женщин вести себя целомудренно.

Получается, что с одной стороны мы такие, какими нас создал естественный отбор, с другой мы – производная от сложившихся за исторический период (не такой уж длинный с точки зрения эволюции) социальных условий. Борьба между этими двумя тенденциями будет идти вечно. Какой из всего этого следует вывод? Советы здесь давать сложно, но, может быть, поняв причину всех сложностей нашей сексуальной жизни, мы научимся более грамотно с ней обращаться?