Зачем нужны поклоны?

На модерации Отложенный

На днях на работе коллеги задали мне как человеку, регулярно ходящему в Церковь, вопрос – почему верующие называют себя «рабами» Божьими и зачем нужны поклоны? Один сказал: «Никогда никому не кланялся, а почему там должен?»

Никому не кланялся? Ой, ли! Мне кажется, такие фразы говорят, наоборот, от чувства унижения и принуждения, которым наш человек подвергается повсеместно. Нас ни за что обругивают в общественном транспорте, в поликлинике, на работе. Нам приходится заискивать и просить во всевозможных кабинетах ЖЭКа, в милиции, в больнице и т. д. И, внешне не сгибая шеи, мы наоборот много и часто внутренне преклоняемся перед тем, чего не признаем и даже презираем. Мы презираем при этом и себя за слабость. Но вслух – никогда не признаемся в этом.

Да, современный человек может дожить до старости, ни разу никому не поклонившись (физически) – и вменяет это себе в заслугу. На самом деле, это большая ошибка: мы лишь строим из себя нечто друг перед другом («воздвигаем», «возвышаемся»). А от этого устает и наша душа, и весь человек. Ну а «держаться независимо» пред Богом – это просто верх усталости, это нас разрушает.

Самый же простой (и притом традиционный) жест почтительного приветствия, ожидания прощения и помощи, жест благодарности – это наш поклон (и Богу, и ближнему, между прочим).

На мой взгляд, есть в поклоне что-то детское. Ну, посмотрите, с какой готовностью падают на колени в Храме детки. Для них это естественно, потому что они не ставят под сомнение тот факт, что «Бог большой, а я маленький», и всякая радость ребенка в жизни растворена доверием, уважением и благодарностью к тому большому и непознанному, что живет и движется вокруг него, к тому, от чего напрямую зависит его жизнь.

Но затем ребенок вырастает. Теперь многое в жизни зависит непосредственно от него. И память о том, что «Бог большой, а я маленький», сохранять все труднее. А всякие теории, типа self-made man, только укрепляют нашу гордыню и уверенность в том, что «Я большой. Смотрите все, какой Я большой»

Возле Церкви нередко водится такая разновидность регулярных «прихожан-около»: мужья, которые привозят жен на службу, а сами ждут снаружи. Неделями они сидят в машине. Потом начинают выбираться и бродить вокруг храма. Еще погодя (ну ладно, хорошо, зайду уж!) могут стоять на службе, не крестясь. Еще дальше – уже крестясь, но – не кланяясь. Люди переживают настоящую ломку! Им нужно время, чтобы убедиться: это не насильно, это как ты сам решишь. Те из них, кто остался в Храме, спустя годы помнят, как это было непросто – поклониться первый раз.

Поклон в церкви – это действие по доброй воле, это признание главным в своей жизни – Бога, это шаг к освобождению от гордыни. Признавая свою неполноту, человек вдруг испытывает облегчение – оттого, что почувствовал, что он не один держит небо (семью, работу, бизнес), которое он так боится уронить. Что есть Кого просить о помощи, и просить ее не унизительно, потому что в отношениях с Богом чего нет – так это насилия и унижения.

Так вот ответ на исходный вопрос: в поклоне проявляется парадоксальность христианской веры. Я кланяюсь Богу, потому что это мое выстраданное убеждение (или воспитание, которое я признаю правильным), и я этого не стыжусь: так – поклоном – я выражаю свою свободу.