Россия бегает по замкнутому кругу, и ей это нравится

На модерации Отложенный

Нефть дешеветь не будет, но проблема не в нефти, а в головах

С ценами на нефть мало определенности, зато много домыслов и прогнозов. Считается, что по мере выхода мировой экономики из кризиса, рост цен продолжится. И, если инфляция в США будет увеличиваться на фоне устойчивой, постепенной и плавной девальвации доллара, то, конечно, это будет толкать сырьевые цены вверх. Так что, – да, очень похоже на правду, что цена на нефть в ближайшие пару лет во всяком случае падать не будет.

Что это значит для России? Прежде всего, то, что по-прежнему не стоит ожидать значительных экономических перемен, диверсификации экономики. В лучшем случае, нас ждет очень медленное эволюционное развитие в рамках того, что уже существует, о чем, к сожалению, свидетельствует и формат «Энергостратегии-2030». Конечно, можно прогнозировать постепенное развитие технологий («высоких», «нано» и так далее) добычи в нефтегазовой отрасли.

В целом же, сейчас можно наблюдать отсутствие реальной готовности к каким-либо кардинальным переменам. Недавняя встреча президента с членами РСПП – это тоже неплохо продемонстрировала. Если Россия и бегает по замкнутому кругу, то ей это нравится, и она пока не готова остановиться.

Вообще говоря, по-хорошему, вектор развития российской экономики не должен зависеть от цен на нефть, нефтяные прибыли должны быть лишь инструментом. Некоторые думают, что если упадут цены на сырьевые ресурсы, Россия начнет немедленно развивать альтернативные направления и быстро в этом преуспеет. По-моему, все не совсем так: если ресурсы стремительно подешевеют, у России не останется и этого преимущества. Грубо говоря, при реализации такого сценария, экономика может пропорционально сжаться вслед за снижением цен, а никакого развития так и не произойдет.

И все-таки сейчас мы склоняемся к тому, что нефть дешеветь в ближайшее время не будет. Что же мешает сырьевой стране развиваться при высоких ценах на сырье?

Прежде всего, у тех же нефтяников в условиях высоких доходов возникает вопрос: зачем развивать переработку, вкладываться в технологии, повышать свои риски, если цена на нефть растет и проблем со сбытом не предвидится?

Зачем тратить деньги на развитие, если все вроде бы и так неплохо работает в данный момент? Мало кто готов увеличивать капитальные вложения, пусть даже это и может принести ощутимую прибыль в дальнейшем. Ведь увеличение капитальных расходов значило бы уменьшение сегодняшней чистой прибыли, а сама эта идея для многих компаний невыносима.

Видимо, проблема все-таки не в нефти, проблема в головах. Очевидно, что людям, которые принимают решения, следует иметь более длительный горизонт планирования, в том числе и личностного. Причем следует понимать, что дело также и не в президенте или премьере, которые едва ли что-то смогут изменить вдвоем, совместными усилиями, им должен помочь каждый чиновник и бизнесмен.

Когда чиновники будут хотя бы одним глазком заглядывать в день завтрашний, они не станут повышать налоги сегодня, стремясь, например, пополнить региональный бюджет, – тогда они поймут, что эта стратегия ведет в никуда, и надо, напротив, сдерживать и перераспределять налоговую нагрузку в надежде на появление новых юрлиц в регионе, которые принесут пользу (в том числе и социальную) и прибыль уже в ближайшем будущем. Для развития нужно работать не на быстрый карман, а на перспективу.

Та же история и в бизнесе. Посмотрите на то, как выплачиваются бонусы, как цели ставятся только на квартал, как большинство компаний сегодня думает только о текущем моменте и выживании, а те, кто уверен в своем положении на рынке, хотят лишь заработать максимум прибыли здесь и сейчас, а дальше – хоть трава не расти.

Думать о сколько-нибудь отдаленном будущем мешает глобальная неопределенность. Чиновники и бизнес как будто бродят в густом тумане на маленьком пятачке земли, к которому привыкли, а дальше идти боятся. Они не могут даже приблизительно ответить, что будет через несколько лет с ними, с их производством, с их бизнесом, со страной вообще.

В итоге, бизнесмен не хочет брать на себя повышенные риски, чиновник не готов ждать будущих доходов, снижая налоги сейчас, и в итоге мы имеем то, что имеем: Россия бегает по замкнутому кругу и пока не готова остановиться, отдышаться и подумать, зачем и куда бежать дальше.