Письма Кураеву

На модерации Отложенный

 

Еще одно, так и не отосланное письмо

Если подходить к понятию Бога слишком просто, сочетание некоторых атрибутов Бога абсолютно невозможно, таких, например, как всеведение и всемогущество. Если Он будет знать все вне зависимости от своей воли, Он будет бессилен в этом знании, поскольку Он будет знать и будущее, а, зная, уже не сможет его изменить, - а если сможет его изменить, значит, Его знания были не верными. Но Бог не некое Нечто, Он Личность, Он действительно всемогущ, то есть Он может делать что-то, а может и не делать. По своему желанию. Если Он не может не делать что-то, то какой же Он всемогущий. Он может все. Как делать, так и не делать. Как знать, так и не знать. То, что Он личность, не позволяет поймать Его на такой, например, софизм: «А пусть Он создаст камень, который Он не сможет поднять». Он сможет создать такой камень, и не сможет поднять его, но не потому, что не сможет, а потому, что не захочет. Но, если захочет, сможет его поднять. И эта возможность существования Его воли делает возможным уйти от этого софизма. В православном Богословии это называется, если я не ошибаюсь, «умаление» мощи Бога.

Если Бог линеен, одномерен, Он не личность. В этом отношении Он схож с человеком.

Человек противоречив, и, несмотря на противоречивость, нормальный человек единая целеустремленная личность. С единым нераздельным самоощущением своего «я». Не может ничто линейное что-то запретить самому себе. Потому, собственно, что оно неживое. Тот, кто задает подобный вопрос, так и мыслит Бога, как некое Нечто.

 

Политическая система Советского Союза. Выбор вождя, лидера, некоей группой людей, которая сама потом пополняется теми, кого сама эта группа выберет. Где-то это я уже видел. Политическая система СССР такая же, как в Ватикане. Папа-генсек правит до самой смерти. Затем собирается конклав-пленум, и кардиналы-члены Политбюро избирают сами из себя будущего Папу. Такая организация позволяет организации просуществовать без изменений не сотни, тысячи лет. Изменяясь внешне, внутренняя структура-ядро не меняется. Организация напоминает собой матрешку. Конечно, мы должны вспомнить, что совершенно так же функционировал дохристианский понтификат. Как тогда называлось Политбюро? Коллегия понтификов? Выборы Понтифика проходили так же, как выборы Папы, как выборы генсека. А песни? Как вспомнишь, так вздрогнешь. «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой» – это не религиозная песня?