"Почему весь мир должен любить русских?"

На модерации Отложенный

Люди моего поколения с детства были убеждены в том, что нас, советских, любит весь  мир.

Ну, не весь, конечно, но бОльшая и лучшая его часть: все трудящиеся и эксплуатируемые, все угнетенные народы, все сторонники мира, все борцы за прогресс и социальную  справедливость.

По нашим представлениям, каждый заграничный житель (империалисты и их прислужники не в счет), узнав, что имеет дело с «руссо совьето», должен был расплыться в улыбке, вручить дорогой сувенир, или отвезти в отель на такси, или накормить обедом, или совершить еще что-нибудь приятное, и благородно отказаться от денег: «Не обижайте меня, сеньор-камрад-товарисч, мы все в неоплатном долгу перед родиной Ленина и Гагарина!»

Нас любило все хорошее и порядочное человечество – как свой авангард. Мы чувствовали себя частицей Избранного Народа, народа, несущего свет марксистско-ленинской истины и указующего единственно правильный путь.

Да, во времена Хрущева, т.е. общественного подъема и развернутого строительства светлого здания  коммунизма, жить при котором нашему поколению было твердо обещано, мы ощущали себя любимыми всей планетой. Правда, по мере перехода от развернутого строительства коммунизма к совершенствованию зрелого социализма это гордое чувство слабело, но в ранний период перестройки вспыхнуло вновь.

… Открыв глаза, мы увидели себя у разбитого корыта. Не в авангарде человечества шествуем, а плетемся где-то рядом с Нигерией, мечтая догнать Португалию. И все смотрят на нас не с любовью, а… Да, пожалуй, что и никак не смотрят. Не проявляют повышенного интереса, не следят, затаив дыхание, за каждым нашим шагом.

Собственно, нет ничего удивительного в том, что средний индиец, египтянин, уругваец СЕГОДНЯ думают о России ничуть  не больше, чем средний россиянин  думает об Индии, Турции, Уругвае. Но ведь было время, когда все было по-другому, мы прекрасно помним!

Что же мы приобрели, утратив почетную роль лидера (по меньшей мере, одного из двух лидеров) человечества? Право быть ТАКИМИ КАК ВСЕ?

Нечего сказать,  выгодный обмен!

Наше былое убеждение «нас все любят» на удивление быстро превратилась в столь же прочную уверенность: «нас никто не любит». Но мы-то остались прежними! Если раньше нас любили за то, что мы такие хорошие, то за что же не любят сегодня? Очевидно, не мы стали плохими, а мир испортился!

Я попробовал сфантазировать диалог между Русским, стремящимся объяснить, почему он достоин любви, с Иностранцем, обосновывающим свою недостаточную любовь к Русскому или даже полное отсутствие таковой.

 

РУССКИЙ. Меня обижает та неслыханная неблагодарность, которую проявляют народы, обязанные России своей свободой и независимостью, как Болгария,  или даже самим своим существованием, как грузины. Если по совести, разве не должны любить русских практически все европейские народы, спасенные нами по меньшей мере три раза – от Батыя, от Наполеона и от Гитлера. Вот и жертвуй после этого собой – в ответ доброго слова не услышишь!

ИНОСТРАНЕЦ. Это в ваших школах учат, будто Киевская Русь, жертвуя собой, спасла Европу от Батыя и что славные победы русского оружия в 1812 году сыграли решающую роль в разгроме наполеоновской Франции. А мы считаем, что это весьма тенденциозная и противоречащая историческим фактам трактовка…

Любить из чувства благодарности? Но народы, как и отдельные личности, не любят нести это бремя, как всякое другое. Каждый народ прекрасно помнит какие благодеяния он , оказал  другим, но склонен забывать благодеяния, оказанные ему другими. Все  преувеличивают свои заслуги и преуменьшают заслуги других. В любом случае человечество не обязано распространять на потомков русских героев уважение, проявляемое к подвигам их предков. Хранят ли русские благодарность сербам, оказавшим мужественное сопротивление Гитлеру весной 1941 и тем самым отодвинувшим на месяц его нападение на СССР? Ведь если бы не «братушки», немцы оказались бы под Москвой до осенней распутицы и ранних холодов… Вот видите, вы даже не понимаете, о чем речь!

РУССКИЙ. Сербы решали свою национальную задачу, они не ради нас дрались с Гитлером.

ИНОСТРАНЕЦ,  Но то же самое можно сказать и о СССР-России: то, что вы называли «братской интернациональной помощью» и «подвигами самопожертвования» на самом деле носило не столь уж бескорыстный характер, а чаще диктовалось национальными интересами (другой вопрос, адекватно ли эти интересы понимались). Вы ожидаете от других вечной любви и памяти обо всем хорошем, хотя сами не спешите проявлять эти чувства.

Англосаксы, например, удивляются короткой памяти русских, ведь поставки боевых машин, материалов и техники, продовольствия и лекарств из США и Англии спасли от смерти миллионы советских людей. А как Россия отплатила за это?

РУССКИЙ, Ну, после 1945 года много разных событий произошло. Сами американцы и англичане «постарались», чтобы из наших сердец  быстро исчезла всякая симпатия к ним!

ИНОСТРАНЕЦ. То же самое могут сказать о русских жители освобожденных и спасенных ими стран.

РУССКИЙ, Ладно, оставим историю и политику. Разве не заслуживает любви мой народ даже независимо от его всемирных заслуг?! Все знают, какими прекрасными качествами он наделен: добр, открыт, бескорыстен, щедр, милосерден, исключительно терпим к другим народам и народам и религиям, полон духовности. Надо быть очень злым человеком, чтобы плохо относиться к такому народу!

ИНОСТРАНЕЦ. Странно слышать такие комплименты своему собственному народу, не лучше ли дождаться комплиментов со стороны? Вообще постоянное любование своей добротой, восхищение своей духовностью, умиление собственной открытостью вызывают некоторое недоверие, ибо истинная доброта, например, не замечает самое себя.

Открытость, щедрость, терпимость, бескорыстие - эти же добродетелями в полной мере присущи, например, грузинам. Но вы же не считаете, что это обязывает вас, русских, питать горячую симпатию к каждому отдельно взятому грузину и к внешней политике Грузии?

Национальный характер не может состоять из одних достоинств, а его недостатки, к сожалению, часто заслоняют эти достоинства. «Капля дегтя портит бочку меда», - кажется, так у вас говорят? С понятием «грузин» у вас связывается образ скорее Гиви из Кутаиси, наглого  ловеласа, чем Шота Руставели и Нико Пиросманишвили, не так ли? По мнению многих русских людей, гнусные деяния Березовско-Гусинско-Абрамовича-Фридмана и прочих евреев-олигархов полностью перечеркивают положительные качества евреев-ученых, конструкторов, военачальников, разведчиков, артистов, не говоря уже о сотнях «простых» евреев - врачей, портных, часовщиков. Так почему же в отношении русских должен  действовать другой закон?

Мы, европейцы видим, как ведут себя у нас ваши соплеменники: неприглядное зрелище! И вам очень трудно будет убедить нас в том, что эти самодовольные хамы, отъявленные алкоголики, бандиты, бездельники, проходимцы суть «отдельные нетипичные исключения», а типичны для русских доброта, открытость, духовность и другие прекрасные качества!

Теперь о пресловутой русской национальной и религиозной терпимости. Почему вы считаете ее чем-то исключительным? На земле живет множество народов, считающих себя «исключительно и уникально» терпимыми. Но можно ли верить таким самооценкам? Любого, кто заглянет в сборник русских пословиц и поговорок, отметит страницы, посвященные  жидам, хохлам, чухне белоглазой, немчуре… Кажется, мало осталось народов, которым русские не дали бы глумливой клички. Вряд ли это свидетельствует в пользу «русской терпимости». Говорят, СССР был дружной семьей народов, но сегодня… Какая уж там «исключительная терпимость», если лозунги «Россия для русских!» и «Понаехавшие должны знать свое место!» имеют тысячи приверженцев?

РУССКИЙ, Именно мы, русские, дали миру Пушкина, Толстого, Достоевского, Чайковского и других величайший гениев. Разве за одно это не должно все человечество  питать самые теплые и уважительные чувства к нашему народу?

ИНОСТРАНЕЦ. Я преклоняюсь перед Толстым и Достоевским, обожаю оперы Чайковского, но из этого отнюдь не вытекает, что я должен любить каждого нынешнего  русского. Ему следует еще доказать, что является духовным наследником русских гениев, но и этого мало… Можно быть без ума от русской литературы, музыки, театра, от фресок Андрея Рублева и архитектуры Петербурга, однако решительно отвергать имперские замашки и андидемократические традиции русского государства (т.е. быть русофобом, по вашей терминологии).

Кстати, сами русские любят Джером Джерома и битлов - но не Англию. Любят Левитана, Дунаевского, Фаину Раневскую и Райкина – но не еврейство, Муслима Магомаева и Бюль-Бюль-оглы - но не Азербайджан, Баниониса, Раймонда Паулса и Лайму Вайкуле – но не страны Балтии...

 

…Я нарочно предоставил Иностранцу больше места для рассуждений, чтобы несостоятельность и глупость его речей обозначилась сама собой и сразу бросилась в глаза. Нет сомнения в том, что любой русский читатель разобьет в пух и прах так называемую «аргументацию»  нашего воображаемого персонажа. Полагаю, что такие интеллектуальные упражнения полезны, подводя к мысли: ни один иностранец не заслуживает того, чтобы Русский с ним спорил и вообще обращал на него внимание.