Страна невыученных уроков. А рывок в модернизацию?

24.05.2010 В последнее время, когда я слышу о Всеобщей Модернизации, мне вспоминается давняя-давняя детская песенка: в ней юного лоботряса убеждают засесть за уроки, «ну а он не дует в ус: // С понедельника возьмусь». И припев:

Это невозможно, Это невозможно, Это невозможно не понять Никогда не поздно, Никогда не поздно, Никогда не поздно догонять!

И так много раз.

Наконец, «наступает месяц май: // Занимайся, догоняй! // Ну а он не дует в ус…» и т. д.

А заканчивается всё печально: «Это невозможно, // Это невозможно, // Это невозможно не понять // – Что бывает поздно, // Очень даже поздно, // Очень даже поздно догонять».

Короче говоря, двоечник остался на второй год и наверняка схлопотал от любящих родителей заслуженный подзатыльник. К чему вся эта присказка?

Кажется, уже каждый столоначальник нашей великой и необъятной выучил слова «модернизация» и «инновации» и может теперь с аппетитом их произносить на селекторных совещаниях и пресс-конференциях. Перефразируя Ларошфуко, модернизация сегодня уподобляется привидениям (или пришельцам, как в случае Кирсана Илюмжинова), о которых все говорят, но мало кто видел.

Поэтому хочется обратиться к первоисточнику – как-никак, более полугода прошло. В ноябрьском Послании Федеральному Собранию президент, как мы помним, предлагал развитие России по следующим пяти направлениям: 1) медицинская техника и фармацевтика; 2) энергосбережение; 3) развитие ядерной энергетики; 4) космические технологии и телекоммуникации; 5) информационные технологии. Предлагал не от хорошей жизни: «Мы так и не избавились от примитивной структуры экономики, от унизительной сырьевой зависимости, не переориентировали производство на реальные потребности людей. Привычка жить за счёт экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие».

Покажите мне человека, который бы не подписался под каждым словом: нельзя всё время зависеть от того, сколько нам отстегнут завтра за бочку нефти! Итак, мы знаем, ЧТО делать. Теперь хорошо бы узнать, КАК и КТО это будет делать. А главное, что должен сделать каждый из нас, чтобы воплотить задуманное в жизнь? Признаемся честно: мало кто из нас на досуге (или даже по работе) занимается разработкой лекарств, термоядерным синтезом или хотя бы строительством космических кораблей.

Энергосбережением заняться – оно конечно, тем более что при ценах на электричество в нашей богатой энергоресурсами стране попробуй-ка не поэкономь… Но если часто повторяющееся в Послании «мы» – это действительно мы все, то что должен делать кроме того, что он ежедневно и так делает, врач, учитель, бухгалтер, доярка, тракторист, управленец, бизнесмен, артист?

Конечно, создание «двигательной установки, способной обеспечить космические полёты даже на другие планеты» – это очень романтично, но как-то… высоко над землёй, что-ли.

А про инфотелекоммуникационные технологии можно с уверенностью сказать: их придётся закупать на Западе, и весьма незадёшево. Вместе с тем очевидно, что эта «точечная модернизация» не осчастливит страну как целое, а лишь усугубит наше общетехнологическое отставание. Что называется, «в Интернет в валенках».

«Вместо прошлой построим настоящую Россию – современную, устремлённую в будущее молодую нацию, которая займёт достойные позиции в мировом разделении труда».

Беда этого благого пожелания в том, что в мировом разделении труда Россия как раз и не может занять «достойные позиции»: нам нечего предложить миру, кроме нефти, газа, леса и оружия. Более того, от нас больше ничего иного и не требуется: всё остальное сделают в других местах, с более дешёвой рабочей силой и, пардон, более качественно.

Кладовка (и по совместительству помойка) не может в одночасье стать мастерской – это просто нерационально.

Коренная же переориентация российской экономики неизбежно повлечёт за собой такие структурные изменения, которые оставят не у дел тех, кто запустит и проведёт эти реформы: ведь изменение технологического базиса с жёсткой необходимостью потребует смены политической надстройки.

Нужно ли это правящей элите? Ответ очевиден.

Как очевиден он был и в 1970 – 1980-е годы, когда страна окончательно переориентировалась на получение нефтегазовой ренты, которая и сгубила Советский Союз.

«Правительство должно активно проводить программы развития и других секторов экономики, ориентируясь на повышение доли добавленной стоимости, производимой внутри страны. Это ключевая вещь».

Опять же: в условиях мирового разделения труда в России невыгодно, к примеру, делать мебель из круглого леса, создавая рабочие места здесь: легче вывезти его в Финляндию или Китай. В первом случае мы получим высокое качество, во втором – низкую стоимость. И мы вывозим. Потому что как раз таки вписаны в мировой рынок,

а быть самодостаточными физически не можем: для этого, как сказал бы Михаил Хазин, нужен внутренний рынок ёмкостью как минимум 400 миллионов человек.

Такого нет ни у одной страны мира, кроме Китая и Индии, остальным приходится интегрироваться в региональные объединения – Евросоюз, АТЭС…

Даже США приходится кооперироваться с Мексикой и Канадой.

«Мы продолжим политику поддержки села и в будущем».

Прекрасная мысль. Только хотелось бы поподробнее – за счёт чего и как? Дотированием сельхозпроизводителя, как это делают все развитые страны Запада, несмотря на своё членство во Всемирной торговой организации? Или, может, повышением закупочных цен на зерно? Но что-то опыт так называемых интервенций (государственных закупочных аукционов) свидетельствует: зерно идёт с молотка по дешёвке, впритык к себестоимости, и крестьянско-фермерские хозяйства, которые власть так хвалила за хороший урожай 2009-го на фоне провала в остальных отраслях, как разорялись, так и разоряются. В то же время экспорт зерна продолжается, достигая, по данным Зернового союза, просто-таки рекордных отметок (17, 1 млн. тонн), – то есть на наших нищих крестьянах кто-то делает сумасшедшие деньги.

«Что касается государственных корпораций. Я считаю эту форму в современных условиях в целом бесперспективной». Интрига в том, что система госкорпораций, отвечающих за ключевые, прорывные точки российской экономики, создана была не так давно. И вот теперь – ход назад. Почему? По тому же самому, почему у нас никогда ничего не доводится до конца, – или по другой на этот раз причине?

(Вспоминается анекдот: «Что такое нанотехнологии?» – «Это когда миллиарды рублей пускаются на то, чтобы создать такие мелкие частицы, что их никто никогда не увидит».

Впрочем, не зря же высказывались возмутительные догадки, что

та же «Роснано» создавалась лишь для того,

чтобы трудоустроить одного великого реформатора всех времён и народов…).

И такие вопросы – как, зачем, почему? – можно продолжать долго, буквально по каждому абзацу этого стремительно устаревающего исторического документа. Но лично меня больше всего интересует вопрос: КТО всё это будет делать, если, по тому же Посланию, впервые за 15 лет мы получили естественный прирост населения, составивший аж… тысячу человек!

Да и самая страшная угроза для России – это вовсе не мировой кризис, а деградация нашего человеческого потенциала. И надо признать, на этом поприще мы преуспели.

Мы и наши дети давно уже учимся в институтах для того, чтобы получить не специальность, а «корочки»; ради Болонского процесса и пресловутой ЕГЭ-угадайки мы подрубили под самый корешок лучшее академическое образование и науку в мире (и в этом есть своя логика: чтобы обслуживать нефтегазопровод, не нужды в образовании европейского уровня).

Разрушена трудовая мораль: труд перестал быть самоценностью. Протестантская этика вообще всегда была чужда русскому человеку, а вот так, без Большой Идеи, идти и свершать трудовые подвиги можно только за Большие Деньги, которых у России нет, поскольку, ввиду своего периферийного положения в мировой экономике, она не является центром накопления капитала, что и подтверждается вползанием в очередной кризис неплатежей.

Начинаются масштабные техногенные катастрофы: взрываются гидроэлектростанции и шахты, повсеместно рвутся трубы, сгнившие за отведённые им 40 лет службы, последние двадцать из которых власти только тем и занимаются, что производят «содействие реформе ЖКХ».

Но самое грустное: люди в России запуганы неопределённостью и, памятуя о 90-х, по-прежнему «выбирают стабильность», то есть застой и медленное разложение всей системы – «лишь бы нас не трогали».

Вдобавок люди, живущие на территории под названием «Российская Федерация»,

практически ничем не связаны друг с другом, кроме необходимости физического выживания:

мы испытываем страшный дефицит смыслов, дефицит веры в то, что можно что-то в корне изменить.

Да и время упущено: «тучные» 2003 – 2008 годы мы банально проели, вместо того чтобы вложиться в модернизацию тогда, когда это было реально возможно и принесло бы наибольшую отдачу. Больше такого шанса может не представиться никогда.

А из того, что провозглашено в конце прошлого – начале этого года, не сделано практически ничего, иначе бы на общий немой вопрос общества – «Где это всё?» – ответ давно был бы дан, ибо что-что, а протрубить в фанфары у нас умеют.

Итак, модернизации не будет не потому, что она невозможна, а потому, что:

1) её физически некому проводить;

2) невозможно заставить человека постиндустриальной эпохи в приказном порядке быть эффективным;

3) её не хотят проводить те, кто больше всего о ней говорит;

4) её боятся те, ради кого она должна проводиться;

5) любовь к родине многие у нас до сих пор путают с любовью к начальству, а реальные дела – с цифрами в отчётах, свидетельствующими о том, как хорошо и успешно ведётся распил (распыл?) государственных денег.

…«Сумасшедший» Чаадаев, когда при нём начинали говорить о реформах в России, доставал и с улыбкой показывал всем рецепт на крысиный яд.

Похоже, Россия ходит по кругу: мы в который раз остаёмся на второй год – и свято верим в то, что с понедельника возьмёмся…

Так что давайте мечтать и дальше – вместе с нашим президентом и премьер-министром – о том, как наши космические корабли будут бороздить просторы Большого театра. И на Марсе будут яблони цвести.

http://www.echo.msk.ru/blog/chernyshkov/682189-echo

В конце концов, «Честь безумцу, который навеет // Человечеству сон золотой…».

Источник: http://www.echo.msk.ru/blog/chernyshkov/682189-echo

2
153
1