Ошибка в порядке вещей

На модерации Отложенный Высокий сезон» у столичных пластических хирургов начался со смерти.

К лету в России традиционно увеличивается спрос на услуги пластических хирургов. В этом году начало «высокого сезона» в косметологии совпало со смертью в одной из столичных клиник 27-летней женщины. Эта смерть как нельзя лучше характеризует уровень такого рода услуг в Москве.

Третьего июня в одной из московских клиник во время липосакции (удаление жира.— Ред.) скончалась 27-летняя Луиза С., заявил GZT.RU руководитель следственного отдела Тверского района СУ СКП по Москве Максим Устюгов. По факту смерти пациентки проводится проверка. «Для установления причин смерти сейчас проводится медицинское исследование, но его результатов у нас пока нет»,— сказал Устюгов.

По его словам, если экспертиза даст заключение, что женщина умерла в результате врачебной ошибки, то будет возбуждено уголовное дело. Он также уточнил, что проверка продлиться около месяца. Первоначальное вскрытие показало, что пациентка умерла из-за аллергической реакции на один из лекарственных препаратов, использованных для анестезии.

Липосакция

Метод вакуумного удаления подкожного жира после его механического или ультразвукового разрушения в процессе пластического вмешательства на определенном участке (или нескольких участках) тела. Например, на животе, ягодицах, бедрах. Это одна из распространенных технологий коррекции жировых отложений, длительная хирургическая процедура. Не является методом лечения ожирения. За последние годы липосакция стала одной их наиболее частых пластических операций. Проводится под общей (иногда спинальной или местной) анестезией. В среднем операция длится от 1 часа до 2,5 часов. В послеоперационном периоде пациент получает антибиотики и обезболивающие препараты. Швы снимают через 5–7 дней после проведенной процедуры.

Ошибка в порядке вещей

Это отнюдь не единичный случай. По словам президента Лиги защиты прав пациентов Александра Саверского, один из самых нашумевших последних случаев— это история Анны Спицыной, которая впала в кому после пластической операции. «Женщина и сейчас остается в тяжелейшем состоянии,— говорит Саверский.— Это результат ее пластической операции на подбородке в одной из клиник в Москве, куда она обратилась, чтобы убрать последствия автомобильной аварии. По этому случаю еще нет решения суда. Пять лет назад после операции липосакции на коленях скончалась от сепсиса 30-летняя москвичка. Выплаты родственникам по решению суда в 2009 году составили 750 тысяч рублей. В обоих случаях следствие выявило многочисленные ошибки медиков, а также нарушение законодательства об охране здоровья граждан».

По данным Московского городского бюро судебно-медицинской экспертизы, 7–10% общего числа возбужденных гражданских дел по поводу некачественного лечения приходится как раз на неудачные пластические операции. В основном это гражданские иски о возмещении ущерба. В более 60% случаев суды выносят решение в пользу пациента, средние выплаты по решению суда по делам такого рода составляют 60–80 тыс. руб. За моральный вред можно получить по суду 30–40 тыс. руб. При этом больше всего осложнений дают, по статистике, именно липосакции.

Жертвы липосакции

В 2003 году от неудачной операции пострадала вице-мисс России-99 Екатерина Сумина после липосакции в клинике «Лазерный центр» (г. Самара).

После операции по изменению формы носа умер 20-летний Эдуард Посохин.
38-летняя москвичка Елена Демченко, удалявшая складки на ногах, также скончалась после операции.

Летальные случаи зафиксированы и в других странах. В декабре 2009 бывшая мисс Аргентины Соланж Маньяно скончалась из-за осложнений, вызванных неудачной липосакцией. По информации Associated Press, 38-летней женщине сделали инъекции со специальной жидкостью, которая попала в легкие и мозг.

Подполье не изжито

Все эти суды и несчастные случаи— прямое следствие сложившейся в стране практики. Как говорит GZT.RU источник в одном из московских коммерческих медцентров, даже сейчас не редкость случаи, когда врач-косметолог предлагает пациенту заплатить за процедуру по-серому либо сделать ее на дому. При этом, как правило, используются «левые препараты», лекарства, не рекомендованные для данной медуслуги, что многократно увеличивает риски для пациентов.

«Совершенно безнадзорно разрастаются в России услуги по омоложению с помощью инъекций ботокса и его аналогов,— говорит GZT.RU председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.— Специалисты-косметологи даже устраивают „ботоксные вечеринки“, где на процедуры и закупку препаратов приходят многочисленные клиенты и посредники. При этом врачи не предупреждают клиентов о том, что в день процедур алкоголь, к примеру, категорически противопоказан». Впрочем, постепенно, говорит Янин, «пациенты все-таки становятся осторожнее, а клиники более ответственны, и нелицензированных среди клиник становится меньше».

Впрочем, даже в лицензированных клиниках пациенты не застрахованы от врачебных ошибок. В одной из лицензированных клиник Владивостока 5 апреля скончалась 49-летняя женщина, делавшая операцию блефаропластику (пластика век) и круговую подтяжку лица. Смерть наступила на следующий день после выписки.

Правила игры

Навести в отрасли порядок могли бы четко прописанные правила игры, но их пока нет. Существующие законы открывают широкие горизонты для фантазии хирургов, как частных, так и работающих в клиниках. На это наслаивается нехватка специалистов и отсутствие специализированных вузов.

Да и сами процедуры таят в себе опасность. Как рассказал GZT.RU на условиях анонимности источник из специалистов московского коммерческого центра косметических услуг и пластической хирургии, «после липосакции возможны некрозы тканей». Процедура «занимает одно из первых мест по популярности, но при этом является и самой рискованной при изъятии больших объемов жира». Больше всего осложнений липосакция имела во времена своего становления, когда хирурги работали канюлей «всухую». Современные методики основаны на использования специального раствора, разжижающего жировую клетчатку, они менее агрессивны и травматичны, не вызывают больших кровопотерь. Однако, как сказал источник, до сих пор есть хирурги, которые делают эту операцию по старинке.

Защитники прав пациентов рекомендуют выбирать только такого хирурга, за которого его работодатели готовы нести ответственность.

Второе правило— тщательная проверка документов клиники, хотя это и не страхует от неудачной операции. Выясните, имеет ли центр право на хирургические операции и какого рода услуги в целом он может оказывать населению.

Поинтересуйтесь, какой стаж у вашего «потенциального» доктора. Самостоятельно делать пластические операции может врач, который не менее двух лет работал в области челюстно-лицевой хирургии.

Не мешает попросить предъявить сертификат на материалы, инструменты и препараты, которые собирается использовать доктор. Врач обязан подробно рассказать, как и что он собирается делать, какие препараты будет использовать, какие побочные действия могут быть после как самой операции и применения этих препаратов, обязан проинформировать о риске, которому вы себя подвергаете, а также рассказать о том, как осложнения и побочные явления он после операции возьмется вылечить, об ограничениях, которые после операции неизбежны.

Вдумчиво читайте документ, до подписания посоветуйтесь с опытным юристом. В договоре указывается, как стороны будут предъявлять друг другу претензии, должно быть дано точное определение, что следует понимать под «неудачным исходом операции».

Никакой суд не примет иск к рассмотрению по «эстетическим причинам», только в случае нанесения ущерба здоровью. Необходимо обращать внимание при заключение договора, чтобы название юридического лица, которое фигурирует в договоре совпадало с названием юридического лица, на которое выдана лицензия.

Стоит также помнить, что у каждого хирурга есть целый архив всевозможных свидетельств и сертификатов, и не обольщаться на красивые витрины.

Разумно пообщаться с несколькими пациентами, которые пришли к хирургу показаться после операции. Это самая достоверная информация.

Если все-таки дошло до конфликта, попробуйте уладить дело во внесудебном порядке. Напишите претензию руководителю клиники, четко изложите жалобы и требования. Озаботьтесь, чтобы у вас были на руках рентгеновские снимки, договор с клиникой, кассовые чеки, квитанции об оплате, выписки из медицинской карты, послеоперационная выписка. Настаивайте на этом. На суде обязательно потребуется заключение медэкспертов о том, что в клинике причинили ущерб здоровью. Так что независимой экспертизы не избежать. Но обычно медицинские центры предпочитают споры решать мирно, крупные центры страхуют ответственность своих врачей.

Хирурги общего профиля обычно говорят, что поскольку пластическая операция как и иное хирургическое вмешательство может привести, в том числе и к тяжелым последствиям, вплоть до летального исхода, идти на такой риск стоит только из-за серьезных дефектов или травм, сильно мешающих качественно жить. «Вам сильно повезет, если после операции вы будете так же здоровы, как и до неё»,— гласит медицинская шутка, в которой очень велика нешуточная доля.