Стали известны детали первых глав нового законопроекта «О милиции»

На модерации Отложенный МВД РФ представило проект нового закона «О милиции», который должен стать основной частью реформы ведомства, обещанной в начале года президентом Медведевым. Новый документ заменит 120 противоречивых инструкций и законов, действующих сейчас. Основным назначением милиции по нему будут защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Огнестрельное оружие применять не рекомендовано. Милиционер должен уважительно действовать по отношению к населению, проявляя при общении «справедливость, политический нейтралитет и вежливость», способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, объявил замминистра внутренних дел Сергей Булавин.

Чем новый закон будет принципиально отличаться от действующего сейчас, рассказывает член оргкомитета по разработке законопроекта «О милиции», генерал-майор милиции, доктор юридических наук Владимир Овчинский.

«СП»: – Владимир Семенович, какие позитивные моменты вы видите в новом проекте закона?

– Должен напомнить, пока подготовлены только четыре его главы. Они определяют понятие «милиция», ее задачи, права и обязанности. Фактически речь в них идет о функциях милиции. Это общие положения, но они, возможно, и есть самые главные.

Позитивно, безусловно, что милиция в законопроекте представлена, как единый орган исполнительной власти. Все предыдущие разговоры и предложения разделить милицию (на федеральную и криминальную полицию, и муниципальную милицию), раздать в регионы милицейские функции, – это все отброшено, и слава Богу. Сохранена единая федеральная структура.

«СП»: – То есть, все оставлено, как в действующем законе?

– В действующем законе о милиции есть такие понятия, как криминальная милиция, милиция общественной безопасности. Для меня до сих пор непонятно это разграничение. Та же милиция общественной безопасности выполняем многие функции криминальной милиции – допустим, не ведет оперативной работы, но борется с преступлениями на потребительском рынке. Теперь эти разграничения убраны. Есть единая милиция, с федеральным управлением, с единым финансированием. Это – первый позитивный момент.

Другой и главный позитивный фактор: разработчики учли практически все требования международно-правовых документов – ООН, Совета Европы, Евросоюза и ОБСЕ, – касающиеся деятельности полицейских органов и спецслужб. Это – главное отличие нового законопроекта от действующего закона «О милиции». Да, многие нормы еще требуют серьезной редакции, может быть, нужна еще большая работа. Но основа заложена: разработчики взяли все международные правовые нормы, и попытались их адаптировать.

«СП»: – Расскажите поподробнее, что это за нормы?

– Это, прежде всего, открытость и подотчетность деятельности милиции – перед законодательными органами, федеральными и местными, на всех уровнях подразделений милиции. Это четкая регламентация контактов между гражданами и милицией: например, порядок предъявления жетона или удостоверения при задержании, или порядок обращения с оружием. Так, вводится понятие нелетального оружия, которое будет применяться помимо обычного

«СП»: – В каких случаях будут применять нелетальное оружие?

– Предполагается, что в большинстве ситуаций милиция должна применять именно нелетальное, травматическое оружие. Естественно, если нападают террористы с автоматами и бомбами, нужно применять боевое оружие. Но если нападает обычный хулиган с ножом, палкой, кастетом, – применяется нелетальное оружие.

Еще важный аспект – регламентация помещения граждан в места изоляции, права этих граждан при помещении, условия помещения. Тут за основу, опять же, взяты международные нормы. Регламентируется порядок не только кратковременного задержания на три часа, но и порядок выяснения личности. По международным стандартам, предлагается сократить эту процедуру до часа.

«СП»: – Какой момент в новом законопроекте остается наиболее спорным?

– Права и обязанности, функции милиции. С самого начала было заявлено, в том числе в указе президента, что нужно сократить несвойственные функции милиции. Многие считают, что нужно устранить универсализм деятельности милиции. Я же считаю, это ненужно. Милиция – это универсальный орган государственной власти, и должен таковым оставаться.

«СП»: – Я не совсем понимаю, о какой универсальности речь?

– Многие считают, у милиции много лишних функций. Например, ее можно использовать во время эпидемий, для контроля над психическими больными, наркобольными, для удаления пьяниц с улиц. Предлагалось от всех этих функций уйти. Но тут получается так: часть функций будет сокращена, а часть – добавлена. Добавлена за счет международных требований, плюс существующих законодательных актов, которые уже предусматривают участие милиции в тех или иных мероприятиях.

Я считаю, если речь идет о расширении функций милиции, направленных на защиту прав граждан, этого бояться не надо. А если функции направлены на то, чтобы сделать милицию более закрытой, отдалить от народа – от них надо избавляться.


«СП»: – Чем экспертная группа разработчиков будет заниматься дальше?

– Предстоит работа над сложными главами, которые касаются социально-правового обеспечения деятельности милиции. Как вы знаете, этот блок вопросов является камнем преткновения. Что нужно сделать, чтобы милиция имела достойный социальный пакет, чтобы она хорошо финансировалась? Нужно ли для этого ее сильно сокращать? Насколько нужно повышать оклады милиционеров, как выровнять нынешнюю ненормальную ситуацию, когда работники милиции получают в 3-5 раз меньше, чем работники прокуратуры, и в 8-10 раз меньше, чем судьи?

Все же милиционеры рискуют больше других при задержании преступников. А социально ничем сейчас не обеспечены. В советские времена участковый устраивался на работу и знал: через пять лет получит квартиру. Сейчас такого нет, как нет и многочисленных льгот, которых милицию лишили в ходе монетизации льгот. А нужно, чтобы милиция, с учетом особого риска, имела и повышенные льготы. Но это будет обсуждаться уже на следующем этапе.

Другое мнение

Лев Пономарев, лидер движения «За права человека»:

– Милиция, реформирующая сама себя, только имитирует реальную, кардинальную реформу, в которой нуждается. Я совершенно уверен, что президенту нужно было создать группу по реформе милиции, которую он бы и возглавил. В этой группе могли бы работать депутаты Госдумы, в том числе из оппозиции, гражданские специалисты, правозащитники, представители институтов криминалистики, ученые. Только тогда реформа могла бы состояться. А главное условие –немедленно вывести из подчинения министра Внутренних дел службу собственной безопасности. В новой редакции законопроекта эта служба наверняка осталась в подчинении министра. Но это – имитация реформы. В ведомстве уже заявляли, что везде поставят видеокамеры, будут делать опросы общественного мнения… Все это – туфта. Милиция дошла до такой точки, что нужна коренная реформа, как это происходило в Грузии.

«СП»: – А как было в Грузии?


– Там милицию полостью расформировали и всех сотрудников вывели за штат, а потом набрали новых людей. При этом численность милиции была сокращена – и не на 20%, как сейчас происходит в России, а в разы. Новые сотрудники получили зарплату в 3-4 раза больше прежней. Кроме того, из структуры милиции убрали гаишников. Милицию общественной безопасности посадили на машины, и передали им функции дорожно-патрульной службы. Должен сказать, я ни от сторонников Михаила Саакашвили, ни от его противников, не слышал, что нынешняя милиция в Грузии коррумпирована. А ведь в советское время Грузия, можно сказать, была образцом коррупции.

Поэтому я настаиваю на том, что руководство российской милиции также должно быть отправлено в отставку. Сейчас они, действительно, делают чистки рядов, уменьшают количество сотрудников. Но если московское руководство ведомства останется, все будет по-прежнему. Коррупция в МВД, на мой взгляд, пророла снизу до очень высокого уровня. Те взятки, которые милиционеры берут внизу, посылаются наверх. Поэтому принципиально важно, чтобы изменение кадрового состава шло сверху вниз, и коснулось руководства министерства.

Как выглядит сейчас законопроект «О милиции»

В первой главе («Общие положения») предполагается законодательно закрепить «правоохранительное предназначение» милиции. Основные усилия милиционеров по замыслу разработчиков будут направлены на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также собственности граждан и организаций, законных интересов общества и государства. Кроме того, на милицию возлагаются традиционные профилактика и выявление преступности, борьба с ней, а также обеспечение общественного порядка.

Во второй главе названы семь основных принципов дальнейшей деятельности милиции: «уважение прав и свобод человека и гражданина», «законность», «беспристрастность при выполнении задач и обязанностей», «публичность и открытость», «обеспечение общественного доверия и поддержка населения», «взаимодействие и сотрудничество с госорганами, институтами гражданского общества и гражданами», а также «использование достижений науки, современных технологий и информационных систем».

Перечень прав и обязанностей милиции, прописанный в третьей главе, включает 45 пунктов, которые призваны заменить около 120 различных законов и должностных инструкций, действующих сейчас в стране. Законы эти возлагают пока на милицию множество несвойственных ей функций. Например, осуществление административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории России, доставку повесток по поручению военных комиссариатов, поддержку судебных приставов, поиск безнадзорных животных и многие другие.

В четвертой главе регламентируется применение милицией физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия.