Совещание на Саяно-Шушенской ГЭС

На модерации Отложенный

Серьезные трудности для пополнения казны, которые возникли в связи с кризисом и неэффективными действиями правительства, подталкивают власти к поиску новых форматов в отношениях с бизнесом. Уточнением рамок будущего курса и занимались на прошлой неделе премьер-министр и президент. Владимир Путин провел совещание по развитию энергетики, приурочив его к визиту на Саяно-Шушенскую ГЭС.
По ходу мероприятия стало известно, например, что государство, пойдя на реформу энергетики по Чубайсу, фактически раздало особо важные для экономики, для безопасности страны объекты физическим и юридическим лицам бесплатно. Путин открытым текстом признал это, приведя в качестве примера ситуацию с ОГК-3 (владельцы В.Потанин и О.Дерипаска).
Власть понадеялась, что новые «эффективные» собственники будут инвестировать прибыль энергетических предприятий в основные фонды, т.е. станут выполнять свои документально зафиксированные обязательства. Однако этого не произошло. Глава правительства напомнил, что объем привлеченных средств в ходе реформы РАО ЕЭС составил 450 млрд. руб. Из этой суммы на сами инвестпрограммы потрачено только 270 млрд. руб., а 66 млрд. ушло на текущую деятельность компаний. Путин сказал, что эти средства «проедались» и использовались в спекулятивных операциях. Надо уточнить, что «проесть» «эффективные собственники» собирались гораздо больше.
Минэнерго еще в июле прошлого года уличило их в нецелевом использовании чуть ли не четверти привлеченных средств, или 102,7 миллиардов рублей. Причем, из них почти 90 миллиардов приходилось на недофинансирование обязательных строек, которые предусматривали Договоры на предоставление мощности (ДПМ). Однако правительство все ждало и ждало. В результате энергопотребление уже вышло на докризисный уровень, а новых мощностей нет, сроки их постройки по договоренности с чиновниками перенесены аж на 2015 год. На 45 объектах, как выразился премьер-министр, «конь не валялся». Виноватых (Владимира Потанина, Михаила Прохорова, Виктора Вексельберга и Леонида Лебедева) Путин перечислил и пригрозил им прокуратурой.
В пример нерадивым премьер привел государственные «Газпром», «Интер РАО», РЖД, а также частный ЛУКОЙЛ и иностранные компании: финский Fortum, итальянский Enel и немецкий E.ON. Они свои инвестпрограммы реализуют, и даже без огромных допэмиссий.
Однако руководство провинившихся компаний (ТГК-2, ТГК-4, ОГК-3 и «КЭС-Холдинг») говорит, что свои обязательства они выполняют, а если и случается отступать от планов, то «это всегда согласовывается с государством».

В ответ на это из Белого дома обещали, что дальше сдвигать сроки правительство не будет.

Очевидно, что владельцев компаний угрозы премьера, если и пугают, то не очень сильно. Деньги уже выведены в офшор, как сказал В.Путин, они уже «окэшились». Поэтому перспектива национализации объектов государством не страшны, «сливки сняты». Кроме того, необходимо учитывать, что хотя у правительства есть основания для применения санкций, но только выписать штрафы (25% объема инвестпрограммы) нарушителям будет проблематично. Они предусмотрены нынешними ДПМ, которые были подписаны с нарушением процедур, т.е. опять необходимо будет прибегать к «косым» судебным решениям, а может появиться дополнительная трудность. Конституционный суд на прошлой неделе обязал российские суды исполнять решения Европейского суда по правам человека. Можно предположить, что в перспективе европейское законодательство распространится и на хозяйственную сферу.

Если Путин работал под «злого следователя», то Медведеву досталась роль «доброго». Президент встречался с представителями среднего и малого бизнеса и обещал им много хорошего. Глава государства сообщил, что он подготовил законопроект о смягчении уголовной ответственности за экономические преступления, не связанные с насилием. В частности, предлагается отпускать подозреваемых под залог на сумму от 100 до 500 тысяч. Причем в качестве залога могут выступать акции, облигации и недвижимое имущество. Участники мероприятия, в свою очередь, довели до сведения президента претензии к контрольным органам, судам, милиции и прокуратуре, которые говорят о сохраняющемся высоком уровне их криминализации и втянутости в коррупционные схемы.

В целом угрозы Путина и Медведева – это знак недовольства работой целого ряда отраслей экономики и самих институтов государства. Но, раз за разом, прибегая к такой форме управления, руководство страны подтверждает: российское государство функционирует в «ручном режиме». Такого рода архаика хороша для поднятия рейтинга, но не годится для XXI века. Ведь, по наблюдениям Андрея Курбского, уже дьяки времен Ивана Грозного «кормили царя только половиной казенных поступлений», а остальное расхищали. Одним словом, остается сакраментально заключить: насколько все указанные меры окажутся эффективными, покажет время.