Подмосковный избирком принесут в жертву народу

На модерации Отложенный

В угоду общественному мнению возбуждено первое уголовное дело по фактам фальсификации итогов прошедших выборов

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ возбудил уголовное дело по результатам выбора мэра подмосковного Воскресенска.

«По факту фальсификации итогов голосования на выборах главы муниципального образования «Городское поселение Воскресенск» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.142.1 УК РФ (фальсификация итогов голосования). По данным следствия, на некоторых избирательных участках неустановленными лицами были заведомо неправильно установлены итоги голосования по выборам на должность главы муниципального образования «Городское поселение Воскресенск» Воскресенского муниципального района Московской области, вследствие чего ошибочно определены результаты выборов», – сообщает официальный сайт СКП.

Что означает этот политический ход, рассуждает политолог Дмитрий Орешкин.

«СП»: – Дмитрий Борисович, уголовное дело по итогам выборов – это неординарное событие. Прецеденты на вашей памяти были?

– Я помню, в 2000 году прокуратура признала факты фальсификаций выборов в Мосгордуму (дополнительных). То есть были судебные процедуры, и председателя избирательной комиссии даже осудили – условно. Правда, это была другая эпоха. К руководству ЦИКа только пришел Вешняков, и за самые одиозные случаи нарушения тогда еще наказывали. Надо понимать, что на выборах всегда есть рациональный компромисс. Всем очевидно, что идеальных выборов у нас не было никогда. Но, например, в ельцинскую эпоху масштаб фальсификаций был гораздо ниже - они считались постыдным занятием. В связи с этим бурно расцветали другие технологии манипулирования. Например, обман избирателя путем создания какого-нибудь общества поддержки кандидата пенсионерами. Тогда же появилась «змейка» (голосование в обмен на бутылку водки), «карусель» (многократное голосование на разных участках). Это все было признаком, как ни странно, более прозрачной электоральной ситуации.

«СП»: – А сейчас ситуация какая?

– Сейчас ситуация сильно деградировала. По большому счету, сегодня не надо даже устраивать «карусель». Достаточно всунуть в урну пачку бюллетеней в момент голосования или сразу после него, и никто тебе ничего не скажет. Потому что все понимают: так надо.

При Ельцине было понятно: если ты сунешь пачку бюллетеней, и тебя схватят за руку, будет скандал, а, возможно, потом и суд. Сейчас это не так: мало схватить за руку – нужны свидетели, причем достаточно влиятельные люди. То есть выборы превратились из публичной кампании в непубличную. У кого административный ресурс, тот потом, уже за закрытыми дверьми, и напишет правильный протокол.

«СП»: – Почему же возникла перспектива суда в Воскресенске?

– Фальсификации на выборах стали фактом общественного мнения. В избирательных комиссиях заседают тысячи человек, а на федеральных выборах – около миллиона. Эти люди не так запуганы, как в советскую эпоху: они говорят друг с другом, обсуждают выборы в семьях, рассказывают о них на работе. В итоге тема фальсификации стала достоянием широкой общественности. Интернет полон свидетельств о фальсификации выборов. Поражает, что интернет-ссобщество стихийно освоило методы статистического анализа. Пять лет назад мы считали корреляцию и говорили: смотрите, так не бывает, такой связи между явкой и голосами за «Единую Россию» не может быть, если бюллетени не вброшены. Сейчас этой технологией пользуются сотни людей. В итоге люди хорошо понимают, что выборы стали грязнее, стали более фальсифицированными.

С другой стороны, то же самое понимает элита.

«СП»: – Почему до 11 октября выборы всех устраивали?

– До последнего времени у власти с оппозиционными партиями был консенсус. Партии получали на выборах меньше голосов, чем реально собирали, но все же что-то получали. Получали места в Госдуме, местных законодательных органах, и благодаря этому помалкивали. Оппозиция клеймила власть, но в важных, сущностных вопросах ее поддерживала. Это нормальная, циничная политическая сделка.

Но на выборах 11 октября получилось, что за оппозиционные партии вроде люди проголосовали, а голосов им все равно не дали. Легко посчитать, что 20-22% голосов за «ЕдРо» приписаны, а, по существу, украдены у КПРФ, ЛДПР, «Яблока».

И как в такой ситуации оппозиции быть? Посыпать голову пеплом или сопротивляться? Политики по определению люди циничные и прагматичные, а потому понимают: однажды посыпав голову пеплом, ты уйдешь навсегда. Поэтому они начинают всепокорнейший бунт. Ведь кто бунтует? «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко» – весьма лояльные партии. Жириновский – верный Кремлю человек, всегда помогал власти в нужные моменты. А сейчас его просто раздели, вот он и протестует. Сталин, например, расстрелял бы недовольного Сергея Миронова (спикер Совета Федерации - прим. ред.) – и все бы заткнулись, сказали бы, что прошли честные выборы. Медведев расстрелять не может, но принимать решения он вынужден и должен.

«СП»: – Какие это будут решения?

– Понятно, что Чуров теперь – человек зачумленный. Но отправить его сейчас в отставку технически нельзя. Это будет означать, что власть поддается давлению: или народных масс, или политической оппозиции. А с точки зрения «вертикалистской» системы ценностей, подобное категорически недопустимо. С другой стороны, оставлять все как есть тоже нельзя. Впереди – новый единый день голосования 1 марта 2009года. Значит, надо сбросить напряжение. Делается это всегда одним способом: находят виноватого, дают ему по мордасам, и сбрасывают на вилы голодной толпы. Толпа его растерзает, и довольная разойдется по домам, существовать в том же режиме. Сейчас эту роль дотведут председателю избирательной комиссии Воскресенска: с шумом и криком выгонят, может быть, даже осудят, но вряд ли посадят. Плюс к тому, возможно, найдут нарушения на паре участков в Москве, как было в 2000 году. На этом все и закончится.

Как выбирали мэра в Воскресенске

14 октября стало известно о том, что после трехдневного подсчета голосов кандидат в мэры Воскресенска от «Справедливой России» Геннадий Егоров потерпел поражение, хотя в его победе лидеры партии были уверены. Победителем был объявлен действующий глава города, единоросс Юрий Слепцов.

На следующий день после оглашения результатов проверку законности подсчета начал Центризбирком. Согласно копиям протоколов, которые представители Егорова получили на участках, он набрал 51% голосов, тогда как кандидат от «Единой России» Юрий Слепцов получил лишь 40%. Утром 12 октября районная избирательная комиссия перестала принимать протоколы участковых комиссий по «техническим причинам». Через день был подписан итоговый протокол о результатах выборов. Слепцов получил 42,91% голосов избирателей, а Егоров - 41,05%.

Что же касается действующего главы Воскресенска Юрия Слепцова, то его инаугурация была проведена уже 14 октября, спустя несколько часов после объявления результатов голосования.