Ни россияне, ни иностранцы не верят, что чиновники борются с коррупцией

На модерации Отложенный

«Новая» продолжает публиковать рейтинги, свидетельствующие о положении нашей страны в мире. Мы рассказываем не только о том, какое место в перечне государств эксперты отвели России, но также как и зачем составляется тот или иной рейтинг

На днях влиятельное общественное движение Transparency International опубликовало ежегодный «Индекс восприятия коррупции» (ИВК), иллюстрирующий отношение населения различных стран мира к политической и административной коррупции.

Индекс восприятия коррупции

Transparency International (TI) — всемирная сеть по противодействию коррупции. Движение финансируют различные правительственные организации, международные фонды и корпорации. Фирма Ernst & Young оказывает спонсорскую помощь по составлению ИВК и проведению других исследований. Впрочем, финансирование не подразумевает одобрения TI политики этих организаций. Ни один из спонсоров не допускается к участию в руководстве исследованиями.

Как это делается

Индекс восприятия коррупции, ежегодно составляемый TI, ранжирует государства по оценкам степени распространенности коррупции среди госслужащих и политиков. Это составной индекс, «опрос опросов». Нынешний рейтинг основан на данных 13 опросов и исследований административной и политической коррупции, проведенных 10 независимыми организациями.

Опросы, использованные в ходе составления ИВК, опираются на два типа выборок респондентов: проживающих в соответствующих странах, а также нерезидентов. Индекс отражает мнения предпринимателей и аналитиков из различных стран мира, в том числе экспертов, проживающих в стране, в отношении которой проводилось исследование.

Рейтинг включает, как и прошлогодний, 180 государств.

Место в рейтинге показывает положение страны относительно других стран или территорий, включенных в ИВК (одну и ту же позицию могут занимать сразу несколько стран).

Количество баллов, полученных страной или территорией, отражает уровень восприятия уровня коррупции в данной стране (от 0 баллов — показатель абсолютной коррумпированности, до 10 баллов — наименьший уровень коррупции).

Для включения государства в ИВК требуется не менее трех надежных источников информации.

TI привлекает к проверке и обработке данных специалистов из ведущих университетов и исследовательских центров мира.

Место России. Окружение

Россия заняла в рейтинге, как и в прошлый раз, 146-е место с тем же результатом — 2,2 балла. То есть в восприятии иностранцами и населением России чиновничьих усилий по борьбе с коррупцией не изменилось ничего. Ближайшие соседи нашей страны в ИВК-2009, как и в прошлом году, — африканские государства Кения и Сьерра-Леоне (тоже по 2,2 балла).

Десять наиболее благополучных стран:  Новая Зеландия (9,4 балла), Дания (9,3), Сингапур (9,2), Швеция (9,2), Швейцария (9), Финляндия (8,9), Нидерланды (8,9), Австралия (8,7), Канада (8,7) и Исландия (8,7).

Пять нижних строк рейтинга TI заняли: Ирак (1,5 балла), Судан (1,5), Мьянма (1,5), Афганистан (1,3) и Сомали (1,1).

В восприятии коррупции населением бывших республик СССР наблюдается большой разброс. Лучший результат — у Эстонии (27-е место с 6,6 балла), худший — у Узбекистана (174-е место, 1,7 балла). Литва заняла 52-е место (4,9 балла), Латвия — 56-е (4,9), Грузия — 66-е (4,1), Молдова — 89-е (3,3), Армения и Казахстан — 120-е (по 2,7 балла), Беларусь — 139-е (2,4), Азербайджан — 143-е (2,3), Украина — 146-е (2,2), Таджикистан — 158-е (2), Кыргызстан — 162-е (1,9), Туркменистан — 168-е (1,8).

Мнение эксперта

Георгий Сатаров, президент фонда «Индем»:

— Рейтинг Transparency International в достаточной степени отражает действительное положение дел, и его часто используют в эконометрических исследованиях. Этот рейтинг показывает осмысленные зависимости: например, чем выше эффективность управления, тем ниже коррупция, а чем выше коррупция, тем больше бедность. Он отражает действительные тенденции, хотя в частностях рейтинг грубоват. Он инерционен: так, спуск нашей страны на 40 позиций вниз произошел позднее, чем в реальности произошел всплеск деловой коррупции (она пошла вверх в начале — середине 2000-х, а Transparency International это отметила несколько лет спустя). Кроме того, иногда на составление рейтинга может повлиять политика.