Когда рванет японская бомба?

На модерации Отложенный
Японский дефолт будет сродни удару астероида, от которого в незапамятные времена вымерли динозавры, а развитие Земли пошло по другому пути.

Япония, а точнее, ее валюта, иена, превращается в остров стабильности — в том же смысле, в котором Россию два года назад называли «тихой гаванью». Потому на общем кошмарном фоне дела у японцев идут вроде как неплохо. И иена — единственная из мировых валют, которая уверенно держит свои позиции против доллара (традиционные валюты-убежища — швейцарский франк и британский фунт  — лихорадит).

Тем интереснее и важнее понять, что собой представляет финансовая система Японии, насколько она годится на роль спасительной соломинки.

На этом участке земли, неподалеку от окруженного крепостным рвом комплекса императорских дворцов в центре Токио, некогда располагалось посольство Российской империи. После революции туда еще долго ходили на работу забытые дипломаты несуществующего государства, а потом японцы передали здание в распоряжение постпредства СССР. Однако очаг красной заразы в центре столицы мозолил глаза, и советское посольство в конце концов перевели в другое место, на куда более крупный участок.

Теперь на месте бывшей миссии империи Романовых тихо и незаметно для широкой публики тикает экономическая бомба глобальной разрушительной силы. Там располагается министерство финансов Японии, которое долгие десятилетия покрывает бюджетный дефицит второй после США экономической державы планеты за счет выпуска правительственных облигаций в фантастических размерах.

Вернуть эти суммы кредиторам уже невозможно — если они вдруг потребуют свои денежки назад, страна обанкротится. А дефолт Японии — это не история 1998 года с ельцинской Россией или нынешние проблемы с долгами у греков, от которых в нынешнем году зашатался респектабельный Европейский союз.

Беспечная Эллада заставила заговорить о распаде зоны евро и второй разрушительной волне глобального кризиса, из-за того что ее долги в пересчете на душу населения составили где-то в районе 30 тыс долларов. Однако каждый японец, включая только что родившихся младенцев, должен сейчас уже более 70 тыс долларов. И дело не только в этом. Япония — один из ключевых игроков в мировой промышленности и глобальных финансах, на Токийской фондовой бирже ежедневно прокручиваются десятки миллиардов долларов. Японский дефолт будет сродни удару астероида, от которого в незапамятные времена вымерли динозавры, а развитие Земли пошло по другому пути.

 17 мая Центральное разведывательное управление США опубликовало свой очередной всемирный экономический справочник, в котором в числе прочих занимательных фактов сообщается, что на первом месте в мире по соотношению государственного долга и валового внутреннего продукта находится Зимбабве. Она должна кредиторам более 304% своего ВВП. На третьем месте по этому печальному показателю находится мало кому известное крохотное карибское государство Сент-Китс и Невис — 185%.

А на второй позиции, в промежутке между этими, бесспорно, почтенными, но достаточно нищими странами оказалась могучая Япония со всеми своими «тойотами», «панасониками», благополучием и технологическими чудесами. Ее государственный долг на конец 2009 года, по оценке Международного валютного фонда, составил до 218,6% ВВП. Иными словами, нашим дальневосточным соседям, чтобы полностью расплатиться, нужно отдать все, что они произвели и заработали за два с лишним года.

Сумму японского государственного долга в денежном выражении нелегко представить в виде физической массы: на конец марта 2010 года она составляла почти 883 трлн иен (примерно 10 трлн долларов по текущему курсу). Это миллиард стандартных банковских десятитысячных пачек, которые в боевиках про наркомафию во время сомнительных сделок одни плохие персонажи показывают другим, приоткрывая плотно набитые чемоданчики. Кто-то подсчитал: если эти пачки аккуратно поставить одна на другую, то получится шаткая башня высотой в 100 тысяч километров.

Знающие люди, конечно, скажут: внешний долг у США еще больше. Он составляет почти 14,5 трлн долларов. Но есть важная подробность: это менее 85% валового внутреннего продукта Штатов, что пока не столь чудовищно, как у тихоокеанского союзника Вашингтона.

Финансовая бомба, тикающая в центре Токио на месте бывшего посольства России, была рождена политическими соображениями и понятным желанием демократических политиков нравиться избирателям. В токийских газетах в начале июня, например, вовсю мелькали фотографии детей, радостно показывающих репортерам денежные ассигнации. С нынешнего года правительство Японии начало ежемесячно выплачивать на каждого ребенка до 18 лет по 140 долларов.

В будущем году сумму обязуются увеличить, чтобы способствовать деторождению.

В дополнение к прежним и без того солидным социальным обязательствам правительство Японии обязуется сейчас сделать фактически бесплатным обучение в старших классах не только муниципальных, но и частных школ. Экономисты хватаются за голову, ссылаясь на опасный популизм таких мер, однако чего не сделаешь ради победы на выборах! Впрочем, дело не только в нарастающих финансовых подарках рядовым гражданам — японские правительства десятилетиями направляли гигантские средства на поддержку мелкого и среднего бизнеса (сейчас ему обещают сократить налоги почти вдвое), нерентабельных крестьянских хозяйств, строительных компаний, вбухивающих государственные иены в сооружение дамб и бетонных эстакад. Все это поддерживает доходы, экономическую конъюнктуру, довольство и благополучие населения на весьма приличном уровне, но делает все более опасной национальную долговую бомбу.

Несмотря на постоянные разговоры об экономии, в текущем финансовом году в стране введен в действие бюджет с крупнейшей в истории расходной частью — более триллиона долларов. Почти половину этой суммы будут опять покрывать государственными облигациями, взвинчивая еще больше и без того немыслимый долг Токио.

Особой надежды на рост поступлений в казну нет, поскольку, например, потребительский налог (примерный аналог нашего НДС) Токио удерживает на уровне 5%. Для справки: в Швеции его ставка — 25%, в Британии — 17,5%, в Германии — 19%. Сейчас и правительство, и оппозиция заговорили об увеличении потребительского налога, но делать это страшно. История уже показала, что правительства в Японии немедленно терпят поражение на ближайших выборах, как только заводят речь о повышении поборов. В Японии к тому же катастрофически стареет население: армия тех, кто активно платит налоги, становится все меньше. Короче, пока не видно выхода из финансовой ловушки, в которую угодило это богатое, благополучное и развитое государство.

— Успокаивает только то, что наша долговая бомба, в отличие от той же Греции или, скажем, стоящих следующими в очереди на банкротство Испании или Португалии, пока вряд ли взорвется, — успокоил меня эксперт крупнейшего в стране банка Tokyo-Mitsubishi-UFJ. — Японию все еще спасают колоссальные накопления, которые имеются у ее простых жителей.

Действительно, финансовое легкомыслие правительства страны пока с лихвой компенсируется фантастической бережливостью наших дальневосточных соседей. А также крайней надежностью их банков. Японцы с первых нищих послевоенных лет привыкли экономить на всем, откладывать каждую иену и жить, что называется, завтрашним днем. Копили на образование детям, на выплату ипотеки. Деньги простой японец очень редко держит дома, он несет их в банк или сберкассу — потому что им доверяет.

До недавнего времени правительство страны гарантировало сохранность всех вкладов при любом развитии обстановки. В 2002 году на волне предыдущего финансового кризиса было введено первое ограничение: власти теперь обеспечивают неприкосновенность депозита величиной до 100 тыс долларов. Однако никто не мешает богатым людям заводить вклады во многих частных банках.

Итак, внимание: банковские вклады частных лиц в Японии составляют сейчас почти 9 трлн долларов. Вместе с вложениями в ценные бумаги и те же государственные облигации эта сумма достигает почти 16 трлн.

Этот почти неправдоподобный массив накоплений находится в руках у финансистов, пускается в оборот и пока успокаивает держателей национального государственного долга. Важно и то, что, в отличие от США, японские правительственные облигации практически целиком принадлежат терпеливым рядовым гражданам страны, а не нервным иностранцам, готовым в случае истерии начать немедленно требовать свои деньги назад.

Кстати, японские 9 трлн долларов особенно красиво смотрятся на фоне сделанного в Москве официального сообщения о том, что вклады физических лиц в российских банках на 1 мая этого года лишь слегка превысили 8 трлн рублей. Население наших стран сопоставимо — японские 127 млн против 142 млн у нас. В чем же тогда причина столь заметной разницы? Крайняя бедность граждан России, привычка прятать деньги в матрас или вывоз капитала за границу?

Впрочем, это отдельная тема. Пока же ясно, что японский буфер в виде колоссальных вкладов частных лиц в конце концов перестанет глушить удары, если Токио будет наращивать свои государственные долги прежними темпами. Бомба у императорского дворца пока не обезврежена и может рвануть на всю планету.