Евродепутаты устали от России

На модерации Отложенный К концу отчета верховного представителя ЕС по иностранным делам и безопасности леди Кэтрин Эштон о ростовском саммите ЕС—Россия в страсбургском амфитеатре Европарламента стоял ровный шумовой фон

Хрупкая председатель-итальянка отчаянно стучала молотком по столу, чтобы призвать аудиторию к порядку. А депутаты болтали друг с другом и по мобильникам. Сложилось впечатление, что им надоели одни и те же многолетние заклинания о том, что Россия важный стратегический партнер, констатация отсутствия подвижек как по общим демократическим ценностям, так и по торговле и инвестициям, придумывание новых инициатив без выполнения амбициозных предыдущих.

На этот раз леди Эштон продавала депутатам Партнерство для модернизации, предложенное в ноябре прошлого года на саммите ЕС—Россия в Стокгольме, живо воспринятое Дмитрием Медведевым и закрепленное в совместном заявлении 1 июня в Ростове-на-Дону.

Эштон начала с официальных слов о том, что ростовский саммит был очень хорошим, прагматичным и конструктивным, и важнейшим итогом его стала историческая инициатива Партнерства для модернизации. Потом подтвердила позицию ЕС: Европа готова помочь России в модернизации, но в отличие от Кремля понимает это не только как передачу технологий и ноу-хау, а выступает за «широкий подход». Он состоит в том, что технологии и ноу-хау — не главный компонент модернизации. Ее не может быть без модернизации общественно-политической жизни. Силиконовая долина не может работать в несвободном обществе.

«Да, мы готовы содействовать техническим инновациям в России, но также подчеркиваем важность демократических ценностей и власти закона, — заявила глава дипломатии ЕС. — Это касается судебной системы и борьбы против коррупции, диалога с гражданским обществом. Это приоритетные области Партнерства для модернизации».

Она напомнила о явлениях российской жизни, несовместимых с модернизацией: преследовании правозащитников и журналистов, разгоне демонстраций «несогласных» 31 мая, как раз в день начала ростовского саммита. Азы модернизации — свобода слова и собраний.

«Политические обязательства о свободе торговли должны воплощаться в дела, — заявила баронесса Эштон.
— Создание таможенного союза Россия—Белоруссия—Казахстан вызвало озабоченность ЕС. Мы не против таможенных союзов. Сам ЕС тоже таможенный союз. Но мы боимся, что этот конкретный союз скорее затормозит торговлю, чем послужит ее развитию».

Депутаты отвлекались от своих мыслей и дел при слове «энергетика». Вздрагивали и прислушивались к давно уже произнесенным словам, что ЕС должен включить в новое базовое соглашение с Россией четкие юридические обязательства в духе Энергетической хартии (от которой Россия отказалась). Без этого трудно говорить о помощи в энергоэффективности и «зеленых» технологий.

Вожделенный для продвинутой российской публики вопрос о безвизовом въезде в Европу вызвал смешанные чувства у европейских народных избранников. Поскольку их избиратели на летний отдых в Россию не рвутся, то разговор протекал в философском измерении. Созрели ли русские для безвизового въезда в ЕС — не народ, а система, в которой он живет?

Среди тех, кто все же выступил в прениях, большая часть критиковала руководство ЕС за недостаток инициативы и жесткости по отношению к Кремлю. Общий баланс в отношении к России скорее отрицательный, но наказ Брюсселю решительный: с Россией надо расширять сотрудничество, какой бы она ни была.

Среди положительных моментов, которые отмечали и поклонники, и критики Москвы, были разве что ратификация 14-го протокола Европейской конвенции о правах человека и подтверждение моратория на казнь, а также слова Медведева о намерениях модернизировать Россию. Все остальное — в минусе.

Ораторы напомнили и о разгонах демонстрантов 31 мая, в том числе в Ростове за воротами саммита, и о гибели журналистов, и о Ходорковском и Магнитском. Напомнили о невыполненных обязательствах России по выводу войск из Грузии (Южной Осетии и Абхазии).

Были и такие, кто больше хвалил Москву и ругал Брюссель: английский евроскептик, пара крайне левых и широко известный француз Жан-Мари Ле Пен. Демократия...