Капитализм переживет нас всех (немного футурологии)

Многие на фоне нынешнего кризиса хоронят капитализм как систему. Рано хороните. Нынешний кризис при всей его неординарности и силе не первый (и что самое интересное не последний) в истории капитализма. Была «Великая Депрессия» 1929-33 годов затянувшаяся до Второй мировой войны, была «Длинная Депрессия» 1873-1896, которая началась после того, как банковский кризис привел к росту числа плохих кредитов, и быстро распространилась на реальную экономику, приведя к росту безработицы, которая достигла в Нью-Йорке 25%. Кризисы — это свойство капиталистической системы. И далеко не самое худшее...

Капитализм как система свободных, слабо ограниченных государственным регулированием производственных отношений обладает огромным потенциалом роста. Но этот потенциал роста несет в себе и зерна кризиса (как впрочем и любой кризис несет в себе зерна последующего бума). За время роста накапливается доля неэффективных предприятий, увеличивается избыточная занятость не приводящая к росту производительности труда, падает сама производительность труда (при сохраняющемся росте экономики), растет долговое бремя (ближе к началу кризиса) и момент наибольшей эйфории от результатов роста и случается кризис. Кризис — чистит экономику от всех перекосов и неэффективности накопившейся в стадии предыдущего роста. В кризис сгорают плохие долги (и банки их выдавшие плохие кредиты), банкротятся неэффективные собственники, увольняются лишние сотрудники. Но одновременно кризис сопровождает и создание новых возможностей, новых и более эффективных предприятий, более нужных товаров.

Некоторые кризисы походят быстро и продолжаются не долго, другие как Великая Депрессия 1929-го или Длинная Депрессия 1873-го продолжаются длительное время и переносятся тяжелее, чем другие. Это связано с переходом технологического уклада с фазы роста в зрелую фазу, сопровождаемую нулевыми или низкими темпами роста.



Кризис 1873-го года был связан окончанием фазы роста железнодорожного транспорта и крупного сельскохозяйственного производства в США использующего элеваторы, ленточные конвейеры, огромные сухогрузы для поставок зерна в Европу. Все эти отрасли развивавшиеся в предположении непрерывного роста натолкнулись на естественные ограничения, взятые под рост кредиты не смогли быть отданы, т. к. данный технологический уклад стал зрелым и не мог обеспечить дальнейший рост (под который и брались кредиты). Многие финансисты и предприниматели обанкротились. Железные дороги и крупные с/х хозяйства потеряли свою рыночную капитализацию, некоторые сменили владельцев, НО остались и служат до сих пор. Кстати тот кризис сопровождался падением стоимости недвижимости и банковским кризисом. В недрах этого кризиса зародился новый технологический уклад — автомобильная промышленность и нефтепереработка. Форд, Крайслер, GM начали свой «золотой век».

Кризис 1929 года был связан с окончанием фазы роста автомобильной промышленности и нефтепереработки. Депрессия продолжалась практически до начала Второй Мировой войны. Кстати как не пытаются социалисты и коммунисты доказать подверженность социализма кризисам Великая Депрессия странным образом совпала с катастрофическим голодом в СССР. В недрах Великой Депрессии возникли компьютер и телекоммуникационные технологии, которые стали основой следующей технологической волны продолжавшейся до нынешнего кризиса.

Нынешний кризис 2007-го года связан с окончанием фазы роста компьютерных и телекоммуникационных технологий. В этих направлениях скорее всего уже не будет прорывов: компьютеры, Интернет, мобильная связь принципиально уже не изменятся, так как стали взрослыми технологиями. Но в недрах этого кризиса зреет новый технологический уклад который будет локомотивом роста экономики в следующие 50-80 лет до следующей Длинной или Великой депрессии...

Источник: http://community.livejournal.com/ru_scenarii/61690.html

3
245
3