Фильм «Царь»: Впечатление двоякое

Воспользовавшись любезным приглашением уважаемого Сергея Михайлова я посетил премьеру «Царя». Впечатление двоякое. С одной стороны это совершенно не исторический фильм. И тот, кто хочет найти в нём точное следование Истории и «историчность», должен заранее расстаться с этой мыслью.

Хотя в деталях глаза не цепляются за «багги», которыми так набиты наши «исторические» ленты. Костюмы, детализация эпохи, дух её созданы очень достоверно. И всё же это не историческая драма. Думаю, что Лунгина очень многие будут ругать за его "вольное" обращение с русской историей и попрекать тенденциозным её показом, находить еврейские (по режиссёру) козни. С другой стороны фильм смотришь не отрываясь. Это фильм камерный. Скорее фильм – притча.
Игра артистов – бесподобная.

Грозный в исполнении Мамонова это открытие. Мамонов играет так, что буквально мороз по коже. На протяжении всей картины в присутствии Грозного тебя ни на минуту не оставляет ощущение опасности. И это действительно актёрская удача, вершина мастерства. Даже улыбающийся, заботящийся, страдающий он источает опасность, ужас. Он уже за гранью добра и зла. Грозный Мамонова не деспот, не зверь, ни палач. Грозный это человек ставший ФУНКЦИЕЙ ВЛАСТИ, Царём КАРАЮЩИМ. Он убивает не потому, что в чужой смерти находит удовольствие, он не маньяк, но потому, что лишь единственно через смерть видит путь сокрушения измены, устрашения слабых и сомневающихся. И при этом в душе остаётся набожным, аскетичным, осознающим свою греховность и чудовищность, страшащимся своей «грозности». Это сочетание несочитаемого завораживает.

Именно этим и пользуется его опричное окружение. Великолепен Малюта Скуратов в исполнении Юрия Кузнецова.

Труженик Зла, верный до последнего вдоха своему царю, постигший «тайну власти» - сцена, где он уговаривает арестованных воевод взять на себя все вины – одна из лучших в нашем кинематографе за последние годы.

Басманов – Домогаров – настолько органичен, что даже его известная слабость к «спиритус вини», давно уже отражающаяся на его лице, в фильме сделала его безупречным в роли. Смотришь, и веришь, что именно такими и были люди опричнины. Страшными, смертельно опасными, умными, стоящими по ту сторону добра и зла. Для них есть только Царь, своё место рядом с ним и одна работа – без устали искать измену, искать врагов и уничтожать их.

Безумный, утративший от крови человеческий облик Охлобыстин просто обжигает. Воистину, страшна последняя роль Янковского. Его митрополит Филипп очень ярок, точен и адекватен своему времени. Ты видишь, как страшится митрополичества Филипп, как не желает брать на себя гибельную ношу. Но как постепенно, погружаясь в омут крови и беспредела, окруживших Грозного, крепнет его дух, его убеждённость в своей правоте. И одновременно осознание своей обречённости и с ней приходит воистину христианское смирение.

Янковский здесь превзошёл самого себя. И когда его лицо покрывает чёрное погребальное монашеское покрывало по спине бежит холод. Это прощание и с самим Янковским.

«Царь» это спор о том, что выше – долг земного служения, долг Власти или человечность, прощение и путь Души?

Я думаю, у фильма будет много критиков, он не бесспорен, сильно и часто противоречит историческими фактами, но в одном ему точно не откажешь – это фильм соткан из великолепной актерской игры и только ради неё на него стоит сходить.

Источник: http://confuz.ru/society/p2_articleid/371

6
273
3