Слово сказано. Услышат ли?

На модерации Отложенный

День памяти жертв политических репрессий установлен решением Верховного Совета РСФСР в 1991 году и ежегодно отмечается 30 октября. Эта дата посвящена политзаключенным, несправедливо осужденным по обвинению в антисоветской деятельности и шпионаже.

Дмитрий Медведев в своем видеоблоге разместил шокирующее обращение, я смело могу считать это обращением к нации.

Оно посвящено Дню политзаключенного.

Важно заметить, что нынешний День заключенного не является какой-то круглой датой, поэтому обращение Медведева, как мне кажется, можно считать его позицией.

Президент дает оценку того самого дорогого, без чего не может прожить значительная часть россиян, тому, на что до сих пор опирается российская политическая внутренняя доктрина; тому, что яростно защищает российская власть по внешнему периметру страны, как часть ее естественного имиджа. Это явление – сталинизм.

Медведев называет репрессии «одной из величайших трагедией в истории России». Как мы помним, г-н Путин назвал величайшей трагедией распад СССР.

Возможно, Медведев это сказал как антитезу путинским словам, но не это важно. Важно, что президент страны говорит слова, которые явно могут не понравиться большинству ее населения.

А это поступок!

«30 октября – это День памяти о миллионах искалеченных судеб. О людях, расстрелянных без суда и без следствия, о людях, отправленных в лагеря и ссылки, лишённых гражданских прав за «не тот» род занятий или за пресловутое «социальное происхождение». Клеймо «врагов народа» и их «пособников» легло тогда на целые семьи», – говорит Медведев.

Понимаете, это говорит президент страны, в которой вспоминать все это и так говорить о себе является признаком национального самоунижения и предательства.

Но Медведев идет дальше: «…сегодня можно услышать, что эти жертвы были оправданы «некими высшими государственными целями». «Я убеждён, что никакое развитие страны, никакие её успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправданий».

Я так понимаю, что это уже пассаж к сегодняшним, которые либо молятся на людоеда, либо желают видеть его органической частью российской истории. Но убийца собственного народа не может быть его органической частью, иначе что это за народ.

Казалось бы, Медведев просто сказал слова, не более. Но в политике, особенно в российской политике, все начинается со слов. И часто эти слова разворачивают в новом направлении всю страну. Обращение Медведева значимо тем, что оно, хоть и не прямо, дает оценку понятию «сталинизм», выделяет его в отдельную категорию, предлагает не смешивать достижения страны и кровавые преступления режима.

Очень жаль, что Медведев разместил свое обращение в интернете, лучше бы на «Первом». Но спасибо ему и за это. Для меня лично он совершил поступок отчаянной смелости, который я бы сравнил с речью Хрущева на 20-м съезде.

Поверьте, Хрущеву было легче. Той речи Хрущева ждала вся страна, а этого обращения Медведева не ждет никто. Сегодня Медведев противопоставляет себя главенствующему общественному мнению, которое ничего не хочет знать о своем прошлом, и которое считает, что может построить величие на костях убитых.

Я не думаю, что своим обращением президент Медведев добавил себе народной популярности. Но лично я его слова услышал.