Важно знать, что будет завтра с медиа

«Люди перестанут понимать, являются ли они частью медиа, или медиа являются частью их самих»

«Люди перестанут понимать, являются ли они частью медиа, или медиа являются частью их самих»

Александр Шульгин — член программного комитета MIPACADEMY DO. Известный автор и композитор (написал более 400 произведений, был музыкальным руководителем «Фабрики звезд» (ОРТ) и «Стань звездой» (РТР)), предприниматель в сфере медиа и интернет. Сооснователь и партнер ГК «Фамилия», фонда iTechCapital, Rasia.com, IMUSIC TV(Германия), 5CCG (Швейцария) и многих других проектов.

Мы хотели узнать, почему традиционным медиа необходимо срочно изучать и принимать правила новой медийной игры? Куда может не успеть привычное нам телевидение и что оно из-за этого потеряет? И о том, почему первыми реализаторами трансмедийного подхода оказались мировые религии?

Почему, на ваш взгляд, актуально и важно говорить о новых медиа именно сейчас?

— Традиционные масс-медиа, которые уже можно назвать консервативными, передают эстафету цифровым СМИ. Новые медиа набирают обороты и в некоторых сегментах уже занимают лидирующие позиции. Не замечать этого было бы недальновидно, а почерпнуть что-то от лидеров и экспертов этих областей была бы крайне полезно. В первую очередь, тем, кто работает и собирается продолжать работать в масс-медиа. Или тем, кто еще пока не работает, а учится и видит свое будущее в масс-медиа.

Какие вы видите плюсы и минусы у проектов, которые появляются на стыке различных медиа?

— Минус один — если проекты не блещут идеями и не великолепно воплощены, то не сработает и никакой трансмедийный подход. Это будет жалкое воплощение, хоть и с современным подходом, не важно, на какой площадке. А если проект реализован хорошо, то различные каналы, различные медиа, будут успешно дополнять друг друга.

На самом деле трансмедийные жанры существуют давным-давно. Я считаю, что первыми такой подход сумели реализовать мировые религии. Возьмем историю еврейского народа, или историю Иисуса Христа. Четыре Евангелия, написанные с разных сторон, да еще поддержанные иконописью, фресками, устными притчами…

Так что трансмедиа существуют тысячи лет. В современности, запуская историю на 3-4 экранах, в разных медийных сферах, можно создать долгосрочный и монетизированный продукт.

Каковы сейчас основные вызовы для индустрии масс-медиа?

— Создание нового продукта. На самом деле, уже завтра различные экраны будут везде, и все развлекательные продукты будут трансмедийными. А значит, нам придется создавать что-то принципиально новое.

Но людей интересуют одни и те же вещи, сюжеты существуют вечно. Чем этот новый продукт будет отличаться от старого?

— По форме и содержанию. Появились новые технологические инструменты, которые позволяют художникам создавать новые продукты. Это настоящий вызов.

Каковы составляющие этого нового продукта?

— Актуальный медиа-продукт завтрашнего дня будет с добавленной реальностью, геопозиционированием, вовлечением зрителей. Люди перестанут понимать, являются ли они частью медиа, или медиа являются частью их самих. Происходит смешивание игровой индустрии и телевизионной, сценарии будут изменяться в режиме реального времени. Это все очень интересно.

Какие ключевые проблемы предстоит решить, чтобы создавать новые масс-медиа?

— Главное, это — креатив. Вот чего не хватает. Никто не знает, как и куда развиваться. В лучшем случае создают аналог какого-нибудь западного проекта. Есть YouTube, а мы создадим RuTube. Вот и вся история.

Эти новые медиа будут создавать выходцы из традиционных масс-медиа, либо какие-то новые люди?

— Новые. Кто-то из старых героев, очевидно, сможет адаптироваться, но в целом мы ждем новых героев. Не исключено, что они вырастут из наших детей. А сфера их интересов не так уж важна. Будут они заниматься маркетингом, дизайном, не важно. Антон Павлович Чехов был врачом, но это не помешало ему стать великим писателем. Главное, чтобы они видели то, что не видим мы.

Вы и сам композитор. Как-то навыки художника помогают вам в цифровых проектах?

— Первые свои инвестиции в интернет я совершил еще в начале 1990-х, одним из первых в этой стране. Но то, что понимание музыки помогает в других сферах — это абсолютно точно. Если мы возьмем любое классическое музыкальное произведение, которое прошло испытание временем, то обнаружим, что оно имеет «золотое сечение», которое применяется и в живописи, и математике. Все, что является гармоничным, имеет четкую схему.

9
2875
12