Уехавшие россияне скептически слушают Медведева

На модерации Отложенный Молодые и талантливые – те, к кому в первую очередь обращается Дмитрий Медведев, говоря о будущем России, - пока не слишком верят в обещанный прогресс и инновации.

Выступление российского президента в Стэнфордском университете в Калифорнии слушали не только бизнесмены и представители научных кругов США. Исследователи и специалисты из России, получающие или получившие образование в стенах Стэнфорда, тоже ждали выступления российского лидера.

Услышанное многих порадовало, но не обнадежило. Способность произносить красивые речи с правильно расставленными акцентами молодые профессионалы ценят высоко. Но только в том случае, когда за словами стоят конкретные действия и изменения.

Проблемы для малого бизнеса

Когда я ездила в Россию еще несколько лет назад, все мои друзья говорили, что надо оставаться в стране, что сейчас появилось множество возможностей. 

Аспирантка Стэнфорда Анастасия Заколюкина не ставила перед собой цели во что бы то ни стало уехать из России, но ту специальность в области экономических исследований, которой она занимается, еще несколько лет назад в России нельзя было получить вовсе.

По словам Анастасии, сегодня многие россияне, получившие экономическое образование в Стэнфордской школе бизнеса уезжают назад на родину зарабатывать "легкие деньги".

"Там действительно много бизнес-возможностей для строительства и развития, - говорит аспирантка. – Зачастую можно взять существующую бизнес-модель и просто воплотить ее на российском рынке с поправками на российского потребителя".

Те, кто находит работу в больших корпорациях, представленных в России, чувствуют себя очень хорошо.

"Но часто те, кто начинает реально заниматься строительством малого бизнеса, – сталкиваются с большими проблемами, с той же коррупцией и бюрократией, особенно в российских регионах".

И часто, по словам Анастасии, это меняет отношение людей и их желание продолжать работать и заниматься бизнесом на родине.

"Когда я ездила в Россию еще несколько лет назад, все мои друзья говорили, что надо оставаться в стране, что сейчас появилось множество возможностей, - рассказывает она. - Но в последний свой приезд я больше слышала разговоров о том, что кто-то уже уехал, а кто-то собирается уехать".

Именно этого так не хочет президент Медведев. Но именно так, по мнению Анастасии, обстоят сегодня дела.

"Большинство моих друзей на стадии открытия собственного бизнеса – и именно в этот момент они напрямую сталкиваются со всем тем, что мешает развитию России, – добавляет она. - И пока это никуда не денется, красивые слова останутся только словами".

Пространство для роста и развития

Бывший аспирант факультета электроники в Стэнфорде Александр Соломатин тоже не стремился уехать из России. Но получив на родине два образования, понял, что ему нужно большее.

"Я уехал в аспирантуру в Америку, потому что не видел для себя возможностей и пространства для дальнейшего развития в России как специалиста", - говорит Александр.


В первую очередь он говорит о специализированных курсах по глубоко техническим областям его специальности, а также о возможностях для исследований, которых в США, а особенно в Стэнфорде, несравнимо больше, чем в сегодняшней России.

"Государство должно поддерживать развитие высоких технологий и экономики, я видел это на примере того же Стэнфордского университета в США, государство является основным спонсором исследовательской работы, - говорит Соломатин. - Но вопрос в том, что за люди управляют этим процессом и кто в этом процессе участвует".

Открыты для предложений

Из тех людей, о которых говорил президент и которые были до сих пор к этому проекту [Сколково] привлечены, я не знаю никого, кто произвел бы на меня впечатление своими достижениями в области высокотехнологичного бизнеса

Анастасия Заколюкина надеется, что сможет хотя бы иногда работать в России после того, как закончит образование и начнет научную карьеру.

"Я родилась в России, у меня там много друзей, там все мои корни, и я надеюсь, что смогу приезжать в российские бизнес-школы в качестве иностранного специалиста", - говорит она.

Александр Соломатин говорит, что пока не получил достаточного опыта, но "открыт для предложений из России". Сейчас Александр - сотрудник небольшой инновационной компании в "Кремниевой долине" и на родине просто не видит альтернатив своей нынешней работе.

"Я полностью согласен со всеми словами, прозвучавшими в речи Медведева, - говорит Александр, - Но это – лишь повторение того, что и так говорится в российских новостях".

Молодой специалист говорит, что уверенности в проекте Кремля стало бы больше, если бы он услышал, что к работе над тем же "Сколковом" привлечены люди с опытом развития или создания инновационной компании.

"Но из тех людей, о которых говорил президент и которые были до сих пор к этому проекту привлечены, я не знаю никого, кто произвел бы на меня впечатление своими достижениями в области высокотехнологичного бизнеса", - добавляет он. Среди союзников Кремля людей, которые бы заставили бы Александра Соломатина поверить в успех "Сколкова", пока нет.

Русская "Силиконовая долина"

Дмитрий Медведев во время визита в США и не только - говорит о том, что государство готово сделать все возможное для развития высоких технологий и бизнес-климата в России. Александр Соломатин говорит, что эти слова вызывают у него больше скептицизма, чем надежды.

"Примеров того, когда руководство какой-либо страны хотело создать технопарк наподобие "Силиконовой долины" было много, но особого успеха никто не добился". – говорит он.

"Речь правильная, слова правильные, вдохновляет, что у нас такой активный и "продвинутый" президент, - говорит аспирантка Стэнфордской школы бизнеса Анастасия Заколюкина. – Но зная все, что происходит в России, зная некий российский менталитет, становится грустно, что все, о чем президент говорит, может остаться лишь словами".