В чём затея ФСБ ?

На модерации Отложенный При поддержке правительства и “Единой России” ФСБ добилось расширения своих полномочий: Госдума приняла в 1-м чтении законопроект, который наделяет органы правом официально “предостерегать” граждан. Зампред думского Комитета по безопасности Владимир Колесников назвал сей документ “весьма гуманным, актуальным и своевременным”. А оппозиция сочла его непроработанным и потенциально опасным.

Замглавы ФСБ Юрий Горбунов напомнил депутатам: сейчас его ведомство имеет право выносить официальные представления “об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ” в адрес организаций разных форм собственности. А вот предостерегать граждан (исключительно в целях профилактики!) ― нет, такого права ФСБ лишена. Хотя, сказал г-н Горбунов, “подобный институт успешно применяется в Великобритании и нескольких странах СНГ”. Не очень популярный в мире институт, получается… ФСБ хочет внедрить его и в России. “Это не карательная мера, как утверждают некоторые, и не административное взыскание”, ― убеждал докладчик. К тому же если гражданин сочтет, что предостерегли его безосновательно ― пожалуйста, пусть идет в суд.

Кроме того, законопроект дополняет Кодекс об административных правонарушениях новой статьей ― об ответственности (штраф в 1-5 тыс. рублей для граждан и 10-50 тыс. рублей для организаций) за “неповиновение законным требованиям сотрудников ФСБ”.

Бывший замгенпрокурора РФ Владимир Колесников (“ЕР”) попросил депутатов законопроект поддержать ― с учетом доработки текста ко 2-му чтению. Он сообщил, что идею ФСБ, внесенную в Госдуму от имени правительства за подписью премьера Путина, поддержали более 50 регионов и профильный комитет Совета Федерации. О том, что на днях Уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин прислал на Охотный ряд письмо, в котором на трех страницах перечислены претензии к законопроекту, а в завершении содержится просьба его не поддерживать, г-н Колесников “забыл”…

Г-н Горбунов держался очень уверенно ― как человек, твердо знающий, что с пустыми руками не уйдет. Пространными ответами на вопросы депутатов он себя не утруждал. В частности, не удалось получить никаких объяснений по поводу пассажа из пояснительной записки к законопроекту, где среди причин, подтолкнувших ФСБ к его написанию, названа следующая: “Отдельные средства массовой информации, как печатные, так и электронные, открыто способствуют формированию негативных процессов в духовной сфере, утверждению культа индивидуализма и насилия, неверию в способность государства защитить своих граждан, фактически вовлекая молодежь в экстремистскую деятельность”.

Фракции КПРФ и “СР” голосовали “против”. “Интересно, почему президент, непосредственно руководящий действиями ФСБ, не внес законопроект от своего имени?

Видимо, были сомнения в правовой и политической состоятельности документа”, ― так начал свое выступление коммунист Виктор Илюхин. “Реализация внесенных предложений будет сопряжена с массовым нарушением прав и свобод граждан”, ― заявил он. Предостережения, как следует из текста, законопроекта, станут выносить на основании оперативных материалов “с грифом”. При этом ФСБ получает право при желании опубликовать информацию о вынесенном гражданину предостережении в СМИ. Гражданин же, по мнению г-на Илюхина, защитить свое доброе имя едва ли сможет, даже придя в суд: ему не позволят ознакомиться с теми самыми оперативными материалами под “грифом”, на основании которых предостережение было вынесено.

“Переведите на понятный русский язык ― что такое “предостережение о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, ― попросил коммунист представителя ФСБ, ― где начинается возникновение причин и где оно заканчивается?” В заключении г-н Илюхин сказал, что мутные формулировки документа позволяют “вынести предостережения половине депутатов, особенно тем, кто голосовал за монетизацию льгот или закон о реформе бюджетных учреждений”, ― потому что эти решения как раз и “вызывают возникновение причин” социальной напряженности и роста экстремизма…

Экс-сотрудник ФСБ, зампред Комитета по безопасности Геннадий Гудков (“СР”) сказал, что его фракция не против профилактики, но не готова поддержать столь сырой законопроект. Он выразил сомнение в том, что предостережение ― не репрессивная мера: “Представьте, опубликовали информацию в СМИ. Это разве не ограничение прав? Не сигнал, чтобы человеку закрыли некоторые двери?” Причем законопроект обязывает исполнять требования ФСБ, изложенные в предостережении. Но что будет, если гражданин их проигнорирует? Обещана “ответственность в соответствии с законодательством”. Но каким, обратил внимание г-н Гудков, ― непонятно. “Законопроект дает возможность оказывать психологическое воздействие и на оппозицию, и на ее актив, и на СМИ оппозиции, которые критикуют власть”, ― подвел итог справорос.

ЛДРП от участия в голосовании отказалась. “Мы всегда поддерживаем ФСБ, ― заявил вице-спикер Жириновский, ― но эти предложения не достаточно усиливают органы”…

Первый зампред Комитета по конституционному законодательству, единорос Владимир Груздев убеждал коллег, что затея ФСБ ― очень правильная: “Предлагается не сажать человека, а попытаться вернуть его с той кривой дорожки, на которую он встал”. Но и г-н Груздев признал: инициатива ФСБ нуждается в доработке.

Впрочем, найти в себе силы поддержать правительственное предложение нашли не все члены проправительственной фракции: кнопку “за” нажали 313 из 315 “медведей