Есть ли у уполномоченного по правам человека России ,Владимира Лукина , право защищать нас ?

На модерации Отложенный
 
Лукин против Абдуалиевича
Юрий Зайнашев на СЛОНе.ру

Омбудсмен, депутаты и ФСБ
Как Владимир Лукин решил поссориться с чиновниками и единороссами

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин с начала года заметно активизировался на политической авансцене. Уже в феврале общественность была поражена даже не резкостью критического тона в итоговом за прошлый год докладе Лукина о состоянии прав человека в стране, но, главное, что критика была системной и плотно касалась избирательных кампаний. Критикуя саму избирательную вертикаль, уполномоченный, по сути, ставил под сомнение легитимность нынешней власти, по крайней мере, частично.

Неудивительно, что принимать такой доклад глава государства долго почему-то не находил времени. Хотя в прежние годы аналогичные доклады официально попадали в Кремль не позднее марта, в этом году Дмитрий Медведев нашел для Лукина «окошко» в своем графике только в самом конце мая. Причем, по удивительному совпадению, Лукина зазвали в Кремль внезапно, днем 26 мая: как раз в то время, когда он должен был ехать во Владимир, – выступать там на заседании знаменитой комиссии Суркова-Макфола. Одним из ключевых пунктов повестки там должно было стать положение в пенитенциарной сфере, а в частности – расследование гибели юриста Сергея Магнитского. Создавалось впечатление, что Лукина просто пришлось отвлечь, чтобы избежать еще большего ущерба от его речей в присутствии Владислава Суркова и важных заокеанских гостей.

Особое внимание привлекло появление Лукина на акции 31 мая на Триумфальной площади. Впервые за всю историю подобных мероприятий он пришел посозерцать на попытку «несогласных» провести митинг, да еще и не один – а со своим коллегой Александром Музыкантским, недавно назначенным омбудсменом столицы, который в начале 1990-х годов, как и Лукин, принадлежал к команде демократов времен раннего Бориса Ельцина. В итоге, как известно, сам Лукин едва не был «принят» за «несогласного», когда его было взяли за локоть омоновцы.

После разогнанного митинга Лукин назвал действия милиции «грубыми и неадекватными», потребовал расследовать их и найти виновных, а до тех пор пригрозил, по сути, прервать свое общение с руководством МВД. И «Единая Россия» даже вынуждена была публично откликнуться на омбудсменовы слова. Так, в четверг, 3 июня, единоросс Владимир Васильев
[который Абдуалиевич - В.П.], глава думского комитета по безопасности, выступил с заявлением, в котором полемизировал с Лукиным и определенно оправдывал сотрудников милиции. Однако уже в пятницу он же вдруг направил письменный запрос в ГУВД и прокуратуру с требованием объяснений по поводу жалоб на многочисленные нарушения, допущенные милиционерами на Триумфальной.

Как рассказал один из депутатов Госдумы, поздно ночью ему позвонил руководитель управления внутренней политики кремлевской администрации Олег Говорун и предложил, чтобы депутаты-единороссы устроили бы в самом начале сегодняшнего пленарного заседания большой разнос столичному ГУВД за перегибы, допущенные 31 мая. Насколько понял мой собеседник, с той же просьбой Говорун обратился и к другим его коллегам. Особое недовольство, по мнению источника, в Кремле вызвал эпизод с сотрудником сайта «Газета.ру» Александром Артемьевым, которому сотрудники милиции уже после задержания сломали руку.

Впрочем, это не значит, что Васильев вдруг встал на сторону Лукина.
Еще в четверг они успели уже в очной форме поссориться на заседании васильевского комитета. Поводом послужил нашумевший законопроект о мерах специальной профилактики, позволяющий органам госбезопасности выносить официальные предупреждения за экстремизм не только юридическим, как было доселе, но и физическим лицам. Омбудсмен приехал на заседание, чтобы выступить против.

В своем письменном заключении, направленном в Госдуму, омбудсмен отмечал, что под официальное предупреждение могут попасть любые критики власти, в том числе и журналисты. Тем более, указывает Лукин, нельзя публиковать данную информацию. Ведь она связана с честью и достоинством граждан, которые будут иметь все права обращаться в суд и требовать возмещения морального ущерба из госбюджета за обнародованные предупреждения.

Сперва на комитете выступил представитель органов – им стал начальник управления договорно-правовых отношений ФСБ Игорь Ильяш. Суть аргументов ФСБ в том, что органы и сегодня имеют право на профилактическую работу с юридическими лицами, то есть с фирмами и предприятиями. Так, за 5 лет действия нынешнего закона ФСБ выписала две тысячи таких предостережений.

– Не коснется ли законопроект писателей, артистов и «несогласных»? – спросил чекиста единоросс Александр Гуров (наверно, вспомнил последний диалог Юрия Шевчука с Владимиром Путиным). – Ведь, теоретически, им всем можно выписать предписание.

– Предостережение – не санкция, – возразил ему Игорь Ильяш. – Это попытка сделать так, чтобы человек не встал на преступный путь. И отвечать человек будет лишь за неисполнение предостережений.

И тут Васильев дал слово Лукину.

– Это – антиФСБешный закон, дискредитирующий это ведомство, – решительно заявил омбудсмен. А затем добавил в сторону Ильяша: Уверен, что у вас нет намерений превратиться в монстра бериевского типа... Но этот закон полностью открывает возможность для серьезной атаки, серьезной критики, вот эти мутные непонятные определения – это намек на то, что каждый гражданин может быть схвачен, притащен куда-то, где ему скажут: делай это, а не то, а иначе – ты не гражданин, мы тебе непонятно, что сделаем. Вот эти все мутные штуковины дискредитируют вас.

Затем уполномоченный обратился уже к депутатам: Я думаю, мы можем избежать этого... Зачем вы порождаете бурю? Это один из самых опасных законов с точки зрения серьезнейшей, мощнейшей кампании и внутри страны, и за пределами страны против нас, против того, что наши руководители говорят одно, а делают другое...

Васильев морщился, но дослушал до конца. А затем подвел итог:

– Законопроект нужно принимать. Вы говорите, что проект «подставляет» нас. Но Россия не будет развиваться, если мы не будем так «подставляться»... Нас столько раз просили взять человека на поруки, чтобы он не оступился. Но у нас так пока: только если сядешь – тогда начнут тобой заниматься, помогать, носить передачки...

Васильев покосился на Лукина, очевидно, уже имея в виду не правоохранителей, а самих правозащитников. Лукин начал было что-то возражать, но Васильев его осек:

– Мы вас пригласили, чтобы вы слушали, а не только говорили! – и депутат перешел к теме Северного Кавказа, где, по его словам, даже близкие родственники порой не могут повлиять на потенциальных будущих террористов, и, в итоге, призвал поддержать законопроект. Комитет проголосовал за.
[...]

http://slon.ru/blogs/zaynashev/post/402623/