Приживется ли в России единая электронная карта

На модерации Отложенный

Поразмявшись на дорогом и относительно бессмысленном ребрендинге, глава Сбербанка Герман Греф взялся за по-настоящему масштабный проект - внедрение в России единой электронной карты. Сбербанк, конечно, не будет реализовывать его только своими силами, но Герман Оскарович - главный идеолог. А его главный оппонент - руководитель розничного подразделения второго по величине госбанка, ВТБ, Михаил Задорнов. Сама по себе идея правильная и современная - создать карту, на которой будет храниться паспортные, пенсионные, налоговые и банковские данные россиян. Такая карта теоретически может заменить множество документов и в значительной мере сократить объем взаимодействия граждан с чиновниками. Греф даже уверен, что 60-70% госслужащих социального сектора окажутся просто не нужны, и тогда государство сможет здорово сэкономить на их содержании.

Но, прежде чем сэкономить, нужно будет потратиться на реализацию проекта. По оценке Грефа, создание и внедрение единой карты обойдется в 150 млрд рублей, а Задорнов утверждает, что во все 300 млрд. Кроме того, глава ВТБ-24 полагает, что сама по себе карта не будет эффективной без упрощения «базовых процедур». Господин Задорнов имел в виду процедуры банковские, но его замечание, очевидно, верно и в отношении процедур бюрократических.

Как показывает опыт работы над проектом электронного правительства, который по идеологии и масштабам сравним с «единой картой», автоматизировать большинство процедур удается, но финальную подпись, без которой предыдущие действия бессмысленны, ставит все-таки чиновник.

Чиновники же понимают степень угрозы и умеют «доработать» любой проект так, что идея сокращения государевых людей рассасывается как-то сама собой, да и сам проект выхолащивается и притом дорожает (с этой точки зрения оценка Задорнова выглядит более реалистично).

Кроме того, важно подумать и о готовности к переходу фактически в новую реальность граждан, которым предстоит чудо-картой пользоваться. Например, тот же Сбербанк планирует отказаться от атавистических сберкнижек и заменить их картами. Но многие пенсионеры, получив кусок пластика, не идут с ним даже к банкомату, а - в общую очередь в кассу, что полностью нивелирует все плюсы реформы. А у единой карты, с рекламаучетом ее функциональности, простого интерфейса не будет. «Письма счастья» от Пенсионного фонда, к примеру, и в бумажном-то виде не поддаются пониманию - и как совершать с ними какие-то операции, если зашить их на карту?

Иными словами, бюрократический хаос в его нынешнем состоянии оцифровать невозможно.

А еще человека нельзя заставить пользоваться картой, если он этого не хочет. Это системная проблема проекта. И мировой опыт показывает, что аналогичные проекты удавались там, где получение карт было добровольным, и проваливались, ели их впихивали насильно, - даже в продвинутой и законопослушной Германии.

Но у нас, естественно, будет реализован второй вариант. Потому что он позволяет освоить в рамках частно-государственного партнерства то ли 150, то ли 300 миллиардов рублей за пять лет.