Может ли рубль стать четырнадцатой резервной валютой?

Грандиозные успехи в деле строительства открытой,  самоорганизующейся рыночной экономики привели к тому, что у правящей элиты возникла необходимость в изобретении новой национальной идеи, гарантирующей твёрдость её позиций на предстоящих парламентских выборах.  Такой стал тезис о необходимости превращения России в мировой финансовый центр. Видимо, исходили из того, что денежный станок у нас хороший, электроэнергию, пока что, не отключили, и лес ещё китайцы не весь вырубили.

На бумагу хватит. А если, всё-таки, недостаточно окажется, - всегда можно у соседей закупить. Например, в Финляндии.

Впрочем, о чём это я? В принципе, идея очень даже хорошая. Ведь ещё наши предки (я имею ввиду землян), чтобы не таскать с собой груды золота и серебра, тем более, что его, всё равно, не хватит, изобрели бумажные и металлические денежные знаки.

В основе их лежал ряд свойств (кто хочет, может изучить самостоятельно), позволяющих им стать мерилом общественно необходимого труда и средством накопления.

Без этого, ни о какой рыночной экономике или буржуазной форме ведения хозяйства просто не могло идти и речи. Со временем, по мере роста межгосударственных связей, развитии торговли и транспланетной системы разделения труда, возникла необходимость

в появлении единой, имеющей хождение на территории всей Земли валюты.

Дело в том, что поливалютность  приводит,  во-первых, к серьёзным потерям на конвертации,  во-вторых, увеличению степени коммерческого риска и усложнению расчётов при работе с иностранными партнёрами (вследствие широкого разброса курсов) и т.д. Гораздо проще оперировать едиными для всей операционной зоны дензнаками.

Какими же требованиями должна обладать валюта, претендующая на класс мировой.

  1. Массовой. Если в свободном вращении её немного, скажем 200-300 млрд $, а годовой объём межгосударственных торговых сделок составляет 15-16 трлн $, то от такой валюты толку не дождёшься.
  2. Более или менее стабильной. Никто не будет связываться с “феодками” каких-нибудь самозваных султанчиков и царьков, с непредсказуемыми инфляционными процессами в их странах и явным тяготением к строительству финансовых госпирамид.
  3. Обеспеченность. Необязательно золотом и драгметаллами. Тем не менее, ВП страны, источника валютных поступлений, не может быть во много раз ниже общей суммы её долговых обязательств (а ведь именно этим и является мировая валюта).
  4. Иметь высокую степень оборачиваемости (под временем оборота понимается период между первичной закупкой банком валюты и последующей, после завершения её реализации). Количество таких оборотов в течение определённого делового периода и есть коэффициент оборачиваемости. Чем он выше, тем ниже интервал между ценой покупки и реализации, соответственно, тем более пригодна денежная единица для межгосударственных торговых сделок.
  5. Достаточно высокой потребительской стоимостью. Как правило, на это могут претендовать только высокоразвитые страны, у которых доля сырья в экспорте составляет менее 30%. По этой причине многочисленные полуколонии, чья экономика не позволяет достигнуть таких показателей, могут не беспокоиться. Естественно, Правительства таких образований могут неистовствовать, упирать на то, что их валюта опирается на реальные материальные ценности и т.д. Но… Обычно  торговля с такими территориями происходит по известному сценарию:

Оттуда, по максимуму через гос и транснациональные корпорации выкачивается сырьё, лучше в непереработанном виде, в крайнем случае,  в форме полуфабрикатов.

Взамен идёт широкий поток колониальных товаров: стразы, стеклянная и пластмассовая бижутерия, булавки, иголки, ширпотреб (чаще всего с турецким или азиатским клеймом). В конце концов, подобные регионы оказываются в полной зависимости от внешних поставок. Ну, а кто и когда придавал денежным знакам колоний статус Мировой Резервной Валюты. Рыпаться начнут? Please!

На тугрики хотите торговать? All right! Вот только … сырьё у вас начнут транскорпорации (в кредит) за ваши бабки, а ТНП будут поставлять небольшие China-Turkey за баксы. Не хотите – жуйте лапти, а им, коммерсантам среднего звена, колониальная бумага даром не нужна. Только для конвертации.

А теперь, угадайте, с 33-х попыток, кто первым  “Аллилуйя “ запоёт?

Хотя, конечно, смысл подёргаться есть. Чтобы в преддверии Второй Волны Глобального Финансово-Экономического Кризиса ещё больше ослабить “капустный лист”, подарить 20-летнюю выручку от продаж сырья мистеру и мисс Хайд и укрепить ЮАНЬ,  а с ним и экономику азиатского колосса, которому так не хватает Сибири, Дальнего Востока и Урала.

Грустно? Не стоит. В конце концов, рубль всё-таки приобретёт статус мировой валюты. И достаточно скоро. Через … лет!

 

 

16.06.2010                                                                                                                                                                                      Zarid (Вестник)

0
142
0